ловеческой деятельности. Это отнюдь не умаляет значения бесчисленного количества неаксиологических ценностей, т. е-материальных благ, ресурсов, средств, служащих необходимым условием реализации собственно ценностей.
Необходимо различать практическое (предельно широкое, всеохватывающее) и ценностное отношение человека к миру. Последнее непременно связано с ориентацией человека на те или иные идеалы.
Содержание ценностей как идеалов отличается постоянной динамикой, модификацией в зависимости от меняющихся условий человеческого бытия.
Ценности как идеалы проходят процесс объективации, опредмечивания в конкретных действиях и отношениях людей. Содержание ценностей в этом случае становится текучим, переливающимся в главные цели (систему целей), основополагающие принципы и нормы жизнедеятельности.
Объективация ценностей всегда есть сложный, неравномерный процесс, еще и потому, что имеется индивидуальный (на уровне отдельной личности), социально-групповой и общественный уровни опредмечивания ценностей.
Духовные ценности в обществе всегда существуют как целостная система или же как только формирующаяся совокупность прежде всего социально-политических, нравственных и эстетических идеалов, целей, принципов, норм.
Наличие различного содержания в вышеотмеченных системах ценностей свидетельствует о внутренней неоднородности общества, о его классовом, национальном, религиозном и др. размежевании. Выживание человеческой цивилизации прямо связано с поиском путей преодоления ценностных конфликтов и выходом на признание и принятие гуманистических духовных ценностей в качестве высших ценностей.
Не меньшее значение имеет и стремление к гармонизации всей ценностной структуры, т. е. связи, взаимодействия между всеми основными группами ценностей: социально-политическими, нравственными и эстетическими. Недооценка влияния или, наоборот, гипертрофированное преувеличение роли той или иной группы ценностей неизбежно приводит к искажению жизнедеятельности людей.
129
Объективным критерием тех или иных духовных ценностей в конечном счете выступают те формы общественной практики, которые связаны с процессом творческого развития и гармонизации личности.
Как каждый индивид, так и общество в целом стоит перед необходимостью выработать к такому постоянно и существенно влияющему на их жизнедеятельность феномену как духовные ценности сознательное, ответственное и практически
эффективное отношение.
***
Оставшиеся страницы данного очерка будут отданы краткому освещению таких классических философских областей как философия морали (этика), эстетика и история философии.
3. 3. 8. Философия морали
Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни.
А. Эйнштейн (1879-1955)
Следующей составной частью философского знания является философия морали или этика (греч. ейпка - привычка, нрав; лат. - характер, склад души, нрав) ~ учение о нравственности, морали в целом как одной из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическом явлении исторической жизни людей и форме общественного сознания.
Философская этика изучает происхождение и развитие нравственности в истории человечества, выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует природу, внутреннюю структуру и роль ее как социального института. Сюда относятся также история этических учений, нормативная этика, теория нравственного воспитания, а также общеметодологические проблемы профессиональной и прикладной этики.
Термин «этика» введен Аристотелем («Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика») и обозначал «учение о морали».
130
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.