Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 33


ловеческой деятельности. Это отнюдь не умаляет значения бесчисленного количества неаксиологических ценностей, т. е-материальных благ, ресурсов, средств, служащих необходи­мым условием реализации собственно ценностей.

Необходимо различать практическое (предельно широ­кое, всеохватывающее) и ценностное отношение человека к миру. Последнее непременно связано с ориентацией человека на те или иные идеалы.

Содержание ценностей как идеалов отличается постоян­ной динамикой, модификацией в зависимости от меняющихся условий человеческого бытия.

Ценности как идеалы проходят процесс объективации, опредмечивания в конкретных действиях и отношениях лю­дей. Содержание ценностей в этом случае становится текучим, переливающимся в главные цели (систему целей), основопо­лагающие принципы и нормы жизнедеятельности.

Объективация ценностей всегда есть сложный, неравно­мерный процесс, еще и потому, что имеется индивидуальный (на уровне отдельной личности), социально-групповой и об­щественный уровни опредмечивания ценностей.

Духовные ценности в обществе всегда существуют как целостная система или же как только формирующаяся сово­купность прежде всего социально-политических, нравствен­ных и эстетических идеалов, целей, принципов, норм.

Наличие различного содержания в вышеотмеченных системах ценностей свидетельствует о внутренней неоднород­ности общества, о его классовом, национальном, религиозном и др. размежевании. Выживание человеческой цивилизации прямо связано с поиском путей преодоления ценностных кон­фликтов и выходом на признание и принятие гуманистических духовных ценностей в качестве высших ценностей.

Не меньшее значение имеет и стремление к гармониза­ции всей ценностной структуры, т. е. связи, взаимодействия между всеми основными группами ценностей: социально-по­литическими, нравственными и эстетическими. Недооценка влияния или, наоборот, гипертрофированное преувеличение роли той или иной группы ценностей неизбежно приводит к искажению жизнедеятельности людей.

129


Объективным критерием тех или иных духовных цен­ностей в конечном счете выступают те формы общественной практики, которые связаны с процессом творческого развития и гармонизации личности.

Как каждый индивид, так и общество в целом стоит перед необходимостью выработать к такому постоянно и сущест­венно влияющему на их жизнедеятельность феномену как ду­ховные ценности сознательное, ответственное и практически

эффективное отношение.

***

Оставшиеся страницы данного очерка будут отданы крат­кому освещению таких классических философских областей как философия морали (этика), эстетика и история философии.

3. 3. 8. Философия морали

Только нравственность в наших по­ступках придает красоту и достоин­ство нашей жизни.

А. Эйнштейн (1879-1955)

Следующей составной частью философского знания явля­ется философия морали или этика (греч. ейпка - привычка, нрав; лат. - характер, склад души, нрав) ~ учение о нравствен­ности, морали в целом как одной из важнейших сторон жизне­деятельности человека, специфическом явлении исторической жизни людей и форме общественного сознания.

Философская этика изучает происхождение и развитие нравственности в истории человечества, выясняет место мора­ли в системе других общественных отношений, анализирует природу, внутреннюю структуру и роль ее как социального института. Сюда относятся также история этических учений, нормативная этика, теория нравственного воспитания, а также общеметодологические проблемы профессиональной и при­кладной этики.

Термин «этика» введен Аристотелем («Никомахова эти­ка», «Большая этика», «Эвдемова этика») и обозначал «учение о морали».

130