философском поприще, и от этого их национальные культу-рыне становятся ущербными. Народы, пережившие бурный философский взлет, могут на столетия погружаться в глухое философское молчание. И, напротив, иным народам приходилось молчать в течение столетий, прежде чем обратиться к человечеству с новым словом в философии»69.
Проблема в данном случае заключается в другом. Так как философский анализ критически отслеживает и аккумулирует в каждую конкретную историческую эпоху наиболее существенные достижения человеческого мышления в самых различных областях деятельности, то в этом отношении история философии предстает перед людьми как своеобразная копилка, уникальная сокровищница фундаментальных знаний, имеющих огромное практическое значение. Проблема заключается в том, что эти знания используются далеко не оптимально. Люди с завидным постоянством «разбиваются» об одни и те же типичные проблемы, совершают одни и те же типичные ошибки, переносят те же катастрофические последствия своих бездумных действий и складывается впечатление, что они даже не пытаются их минимизировать.
В современной жизни, несмотря на стремительное развитие науки и техники, создание и внедрение самых передовых технологий, сохраняется, говоря словами М. Хайдеггера, господство «расчитывающего», «вычисляющего», «калькулирующего» мышления в ущерб «осмысляющему духу», «осмысляющему мышлению». Сегодня, к сожалению, остаются актуальными его горькие слова: «Бездумность - зловещий гость, которого встретишь повсюду в сегодняшнем мире...»70.
Философия в целом, со всеми ее составляющими, и история философии, в частности, это как раз то знание, которое спасает человека от бездумности, утверждает приоритет критического осмысляющего мышления, противостоит, как и многие столетия ранее, периодически вспыхивающей истерии иррационализма, абсурда, мистики, сдерживает крайности догматизма, релятивизма, редукционизма.
См.: Тихолаз А. «Зеркало недели», 1999, № 41(262) Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991, с. 103.
137
Особый вопрос - периодизация истории философии. В силу неравномерности, глубокой внутренней противоречивости, а также многовекторности исторического развития общества и сама история философии представляет собой сложный, далекий от простой последовательности неоднозначный и неравномерный процесс. Все же принятое в европейской культуре выделение основных периодов истории общества - античность, средневековье, ренессанс, просвещение, новое и новейшее время ~ служит достаточным основанием и ориентиром для периодизации также и истории философии.
Естественно, что обстоятельное описание и объяснение всех вопросов, относящихся к истории философии имеется в соответствующей специальной литературе. Здесь же отметим, что самое существенное заключается в том, как понимать историю философии. Главное в данном случае - не просто знать исторический путь, который прошла философия за время своего существования, но подняться до философского осмысления этого пути. Попытки такого осмысления, начатые еще Аристотелем и продолженные многими мыслителями, среди которых выделяются Ф. Бэкон, И. Кант и, в особенности, Гегель, привели к радикальной смене позиций в вопросе отношения философии к собственной истории. Гегелем был совершен коренной переворот от понимания истории философии как тривиального знакомства с предшествующими философами до целенаправленного, глубоко осознанного и специального постижения историко-философского процесса во всей его полноте и противоречивости в качестве вполне определенного, отличного от других предмета философствования. «История философии сама должна быть философией» - таков основной вывод исследователей71. И, хотя они отмечают наличие огромных трудностей в отношении возможностей дать объективную и общезначимую для всех картину истинной философии, все же к настоящему времени профессионалы уже выработали многие методологические и методические принципы и установки адекватного реальности осмысления истории философии.
Ясперс К., Всемирная история 4)илософии. Введение. СпБ., 2000, с. 123-125. 138
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.