Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 37


философском поприще, и от этого их национальные культу-рыне становятся ущербными. Народы, пережившие бурный философский взлет, могут на столетия погружаться в глухое философское молчание. И, напротив, иным народам прихо­дилось молчать в течение столетий, прежде чем обратиться к человечеству с новым словом в философии»69.

Проблема в данном случае заключается в другом. Так как философский анализ критически отслеживает и аккумулирует в каждую конкретную историческую эпоху наиболее суще­ственные достижения человеческого мышления в самых раз­личных областях деятельности, то в этом отношении история философии предстает перед людьми как своеобразная копил­ка, уникальная сокровищница фундаментальных знаний, име­ющих огромное практическое значение. Проблема заключает­ся в том, что эти знания используются далеко не оптимально. Люди с завидным постоянством «разбиваются» об одни и те же типичные проблемы, совершают одни и те же типичные ошибки, переносят те же катастрофические последствия сво­их бездумных действий и складывается впечатление, что они даже не пытаются их минимизировать.

В современной жизни, несмотря на стремительное разви­тие науки и техники, создание и внедрение самых передовых технологий, сохраняется, говоря словами М. Хайдеггера, гос­подство «расчитывающего», «вычисляющего», «калькулирую­щего» мышления в ущерб «осмысляющему духу», «осмысля­ющему мышлению». Сегодня, к сожалению, остаются акту­альными его горькие слова: «Бездумность - зловещий гость, которого встретишь повсюду в сегодняшнем мире...»70.

Философия в целом, со всеми ее составляющими, и исто­рия философии, в частности, это как раз то знание, которое спасает человека от бездумности, утверждает приоритет кри­тического осмысляющего мышления, противостоит, как и многие столетия ранее, периодически вспыхивающей исте­рии иррационализма, абсурда, мистики, сдерживает крайно­сти догматизма, релятивизма, редукционизма.

См.: Тихолаз А. «Зеркало недели», 1999, № 41(262) Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991, с. 103.

137


Особый вопрос - периодизация истории философии. В силу неравномерности, глубокой внутренней противоречивос­ти, а также многовекторности исторического развития обще­ства и сама история философии представляет собой сложный, далекий от простой последовательности неоднозначный и неравномерный процесс. Все же принятое в европейской куль­туре выделение основных периодов истории общества - ан­тичность, средневековье, ренессанс, просвещение, новое и но­вейшее время ~ служит достаточным основанием и ориенти­ром для периодизации также и истории философии.

Естественно, что обстоятельное описание и объяснение всех вопросов, относящихся к истории философии имеется в соответствующей специальной литературе. Здесь же отметим, что самое существенное заключается в том, как понимать ис­торию философии. Главное в данном случае - не просто знать исторический путь, который прошла философия за время своего существования, но подняться до философского осмыс­ления этого пути. Попытки такого осмысления, начатые еще Аристотелем и продолженные многими мыслителями, среди которых выделяются Ф. Бэкон, И. Кант и, в особенности, Гегель, привели к радикальной смене позиций в вопросе отно­шения философии к собственной истории. Гегелем был совер­шен коренной переворот от понимания истории философии как тривиального знакомства с предшествующими философа­ми до целенаправленного, глубоко осознанного и специально­го постижения историко-философского процесса во всей его полноте и противоречивости в качестве вполне определенно­го, отличного от других предмета философствования. «Исто­рия философии сама должна быть философией» - таков ос­новной вывод исследователей71. И, хотя они отмечают наличие огромных трудностей в отношении возможностей дать объек­тивную и общезначимую для всех картину истинной филосо­фии, все же к настоящему времени профессионалы уже выра­ботали многие методологические и методические принципы и установки адекватного реальности осмысления истории фило­софии.

Ясперс К., Всемирная история 4)илософии. Введение. СпБ., 2000, с. 123-125. 138