Философия как уникальный феномен культуры

Страницы работы

Содержание работы

2.1. ФИЛОСОФИЯ КАК УНИКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров и каждый на­род тем более гражданствен и обра­зован, чем лучше в нем философству­ют...

Декарт(1596-1650)

Философия... Даже одно только упоминание о ней вызы­вает у людей совершенно различную реакцию. Для одних ~ это мощный сигнал о самых главных смыслах любого явления и любого действия. Для других - это властный стимул обратить­ся к своему собственному, сокровенному духовному миру, его сильным и слабым, оптимистичным и трагичным граням. Для третьих - это 1егга тсо§ш{а - неведомая земля, что-то вообще малопонятное и малодоступное, удел немногих.

Так что же такое философия?

Большое количество публикаций и живое слово лекторов стараются ответить на этот вопрос. Учитывая заинтересо­ванность и подготовленность аудитории, к которой обращена эта книга, отметим самое существенное в ракурсе поставлен­ных задач.

В человеческой культуре философия возникает в VII-V веках до н. э. практически одновременно во всех основных очагах античной цивилизации - (Древняя Греция, Древняя Индия, Древний Китай) в сложных социально-политических и духовных условиях.

Основной причиной этой поразительной вспышки чело­веческой мысли была неотложная и всеобщая практическая потребность людей в новом, достоверном, истинном знании, которую не могли удовлетворить уже существовавшие дли­тельное время мифологические и религиозные представления о мире.

Философия явилась принципиально новым, логи­чески выдержанным и теоретически сформулирован­ным типом миропонимания, сознательно опирающимся на рациональное осмысление и доказательное объясне­ние действительности.

философия изначально направила свои усилия на поиск истин всеобщего уровня и ясно определила свой собственный предмет исследования, отраженный в знаменитой формуле Аристотеля относительно «метафизики»3 - или подлинной, сокровенной, по его словам, «первой философии».

С точки зрения Аристотеля, философия в строгом смысле слова, в своем подлинном содержании - это особая область знания о всеобщих универсальных характеристиках бытия, о его первоосновах, первоначалах, первопринципах, о сущности вещей и процессов. Она призвана «высветить» такие вопросы и проблемы, которые затрагивают фундаментальные, всеоб­щие свойства, связи и отношения действительности, такой пласт бытия, который не может быть ни выявлен, ни объяснен конкретным знанием, при всей его значимости и практической полезности.

Философия это та смысловая плоскость, где исследуются отношения: «мир - человек», «материальное - идеальное (ду­ховное)», «объективное - субъективное», «я - другой чело­век», «природа - общество», «истина - заблуждение», «покой -движение», «жизнь-смерть», «человек-общество», «конеч­ное - бесконечное», «знание - невежество», «прекрасное -безобразное», «моральное - аморальное» и т. д.

Зададимся вопросом: может ли существовать успешная или вообще какая-либо деятельность людей без осмысления, понимания и учета на практике этих универсальных характе­ристик бытия? Ответ очевиден. Ни общество в целом, ни ка-

Акцентируем внимание на том, что термин «метафизика» выступает здесь как синоним термина «философия». Такая синонимичность этих терминов, прошла через всю историю философии и присутствует в современной куль­туре. Это особенно характерно для Европы XX века. Одновременно суще­ствует совершенно другое значение термина «метафизика» - как антидеа-лектического взгляда, подхода, метода. В этой книге термин «метафизика» употребляется в основном в первом значении.

кая-либо социальная общность (нация, государство, социаль­ный слой, социальная группа), ни отдельный человек не мо­гут избежать этого. За игнорирование или недооценку того объема знаний, который дает философия, люди всегда платят очень высокую цену.

Перечень всеобщих, пронизывающих всю действитель­ность характеристик и вопросов можно и необходимо продол­жить: что такое мышление, что такое сознание, сущность и явление, необходимость и случайность, свобода и ответствен­ность, система и часть, а также выбор, отчуждение, идеал, цель, норма, мера, принцип...

Каждое поколение в целом и каждый человек в отдельно­сти движимый жизненной необходимостью учится различать и различает индивидуальное и общее, реальность и иллюзор­ность, обыденное и исключительное, эгоизм и альтруизм, смысл и бессмыслицу. Чтобы эти утверждения не казались кому-либо хоть в какой-то мере абстрактными, вспомним, что любой человек из своего жизненного опыта и опыта других людей без особого труда может воспроизвести в памяти доста­точно известные ситуации: безответственный политик, бес­смысленная работа, врач без милосердия, учитель без морали, художник без принципов и идеалов, жизнь без смысла, жертвы без необходимости и т. п.

Знание об отмеченных и многих других феноменах и по­нятиях, их отражающих, и есть философия и ее не может за­менить самая скрупулезная картина мира, представленная фи­зикой, химией, биологией, юриспруденцией, психологией и другими науками и формами знания.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
201 Kb
Скачали:
0