пгкола экзистенциализма. Религиозное сознание объявило своей единственно верной философией неотомизм.
Отношение к философии, интерпретация ее предмета и всего проблемного поля, а также общественной значимости и социальных функций философии у каждого из этих лидирующих направлений были и остались своими, во многом совершенно различными и даже диаметрально противоположными. Различна также и сила их интеллектуального влияния в обществе в целом в экономике, политике, в среде властных структур. Но есть общее, объединяющее их и имеющее очень существенный характер. Это общее - есть навязанное позитивизмом признание в качестве исходного принципа абсолютной противоположности философии и науки. Этот принцип в методологическом плане объединил все основные западные философские течения, стал их важнейшей точкой согласия.
Как это могло произойти?
Прежде всего это объясняется совокупностью целого ряда новых исторических обстоятельств, о которых уже упоминалось раньше. Они объективно порождали лавину разнообразных философских позиций, школ, концепций. Вовлеченная в активно насаждаемую в западной культуре атмосферу ничем не ограниченного плюрализма, философия в XX веке предстала перед растерянным взором личности в качестве разношерстного многоликого аморфного образования с бесконечным количеством «измов». Реализм, натурализм, структурализм, феноменализм, персонализм, прагматизм и т. д. и т. п. Оживились и отвергнутые ранее одиозные реакционные философские теории. В этих своеобразных условиях позитивистский тип философствования заявил о себе как о единственно научной, «позитивной», содержательной и практически эффективной философии. Он выступил от имени науки, научного мышления научного подхода, что первоначально не могло не импонировать многим. Напомним, что такой тип мировосприятия был представлен в культуре XX века не какой-то одной, а весьма многочисленными школами и концепциями, хотя для нас здесь это не столь важно. В нашем аспекте рассмотрения основное заключается в том, что позитивизм как тип мироощущения, мирообъяснения предпринял масштабную попытку переосмыслить все содержание философии и упорядо-
45
чить его по канонам и образцам естественнонаучного (математического) знания под влиянием прежде всего мощных импульсов научно-технической революции. Это было выражением сильного стремления значительной части западной интеллигенции, отвергая и Гегеля, и Канта, и Маркса, «подключить» философию к общим процессам развития точного знания, которое воспринималось как инструмент разрешения всех без исключения экономических, социально-политических и духовных проблем.
Первоначально устами позитивистски ориентированных ученых (Б. Рассел) было высказано суждение о том, что «логика является наиболее фундаментальной частью философии». Позже оно трансформировалось в безапелляционное заявление - «логика есть сущность философии».
С течением времени в рамках позитивистского стиля мышления была развернута другая, но также деформирующая интерпретация философии, а именно: философия стала рассматриваться не как теория универсального уровня знания, а только как деятельность по анализу (обыденного и научного) языка.
Все классические философские проблемы как не представляющие конкретно-научного знания, были объявлены псевдопроблемами. Отсюда далее следовал вывод, что философия и наука принципиально различны, что каждая из них требует различного, «иного» (К. Ясперс) мышления, что философия и наука это несовместимые и несопоставимые области знания. Именно этот тезис о том, что философия является якобы вненаучным, внетеорети" ческим способом духовного освоения мира, и был принят затем практически всеми основными философскими школами, течениями, направлениями Запада, и, в частности, иррационально-антропологическим (экзистенциализм - К. Ясперс, Г. Марсель, А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер) и религиозным (неотомизм - Ж. Маритен, И. Лотц, Р. Стейнберген, И. Бохеньский).
Такая методологическая установка оказала огромное влияние на всю духовную жизнь Европы, да и не только ее. Полный разрыв между философией и наукой был не только громогласно декларирован. Философия и наука были названы принципиально различными явлениями культуры. Духовное пространство заполнилось потоком публикаций, на все лады отстаивающих необходимость и практическую полезность дихотомии науки и
46
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.