Философия как уникальный феномен культуры, страница 20


тированы в сторону или только позитивизма, или только прагма­тизма, или натурализма и т. д.

Часто многие поколения студентов и аспирантов, а это одна из главных сред, где формируются лидеры, становятся своеобраз­ными пленниками профессиональных исследований кафедр фи­лософии. В пылу своих конкретных исследований кафедры увле­кают слушателей в узкие коридоры своих творческих исканий, заменяя ими так необходимую исходную панорамную философ­скую подготовку. Результатом таких организованных усилий не­избежно становится потеря того основного, что может дать фило­софия для практической деятельности человека. После такого философского образования, входя в жизнь и получая право на принятие важных решений, затрагивающих многие судьбы, лю­ди-лидеры изначально имеют серьезный изъян: фрагментар­ность, мозаичность мышления, отсутствие целостного видения действительности. Проблема эта настолько остра, что, как уже отмечалось, обусловила собой главную тему последнего XX Все­мирного философского конгресса «Ра1аеа: роль философии в вос­питании человечества» (Бостон, США, 1998).

Начатое в последние годы и активно дискутируемое в разви­тых странах радикальное переосмысление содержания, форм, ме­тодов и этапов философского образования несомненно должно включать в себя также и четкое понимание глубоких различий в среде субъектов такого образования. Разумеется, обучающие про­граммы для детей и подростков не могут не отличаться от соот­ветствующих программ для взрослых. Не менее важен и учет це­лей философского обучения, при котором стало бы невозможным смешение общепрактической и общетеоретической ориентации обучаемого с ориентацией на занятие философией как основной профессией- Это все так же верно, как и то, что при всех вари­антах обучения должно сохраняться незыблемое ядро основных философских знаний, репрезентативных по отношению к сущно­сти философии. Как раз это ядро и послужит основой, делающей невозможной невольную или преднамеренную ее деформацию.

Выводы.

Проанализированные в данной главе крайности в воспри-Дтии и интерпретации философии в индивидуальном и в массо­вом сознании имеют несколько разрушительных следствий по

61


существу своему обезоруживающих большую часть думающих творческих людей, людей-лидеров - не только самоучек, но и

получивших высшее образование.

В любом варианте крайность расширительного или край­ность суженного понимания, истолкования философии - это ут­рата. Это неясность и размытость, это непонимание сути и пано­рамы философского знания, его места в культуре. Вместе с тем, это установка на осуществление вольной и невольной подмены всей системы философского знания той или иной ее структурной частью (только онтологией, только гносеологией, только аксиологией, только герменевтикой) или отдельной школой, концепцией (только конфуцианством, только марксиз­мом, только позитивизмом, только прагматизмом, только дзен-

будизмом и т. д.).

Стратегия оптимальной философской подготовки для

творческой личности, личности лидера, заключается в реше­нии двуединой задачи. Первая ее часть - это постоянное «удер­жание» в собственном сознании ясного представления о сути философского знания, о его главном содержании, его каче­ственном отличии от всех других родов, типов знания (обы­денного, научного, религиозного, мифологического) и мыс­ленное «видение» в связи с этим принципиальных границ про­блемного поля философии.

Еще одна сторона той же задачи - не подменять, не сме­шивать кипящую плазму проблем всего философского поля с «протуберанцами» тех или иных философских течений, школ, концепций, имен и вопросов, приобретающих особую акту­альность или широко рекламируемых средствами массовой информации, хотя они и являются в определенной, а, может, и в значительной степени репрезентативными по отношению к

философии.

***

После этой, по сути, предварительной работы мышления по прояснению особенностей восприятия сущности филосо­фии и ее места в культуре, после анализа наиболее типичных, но неадекватных интерпретаций, таящих многие ловушки в особенности опасные для людей-лидеров, перейдем к основ­ной части работы.

62