тированы в сторону или только позитивизма, или только прагматизма, или натурализма и т. д.
Часто многие поколения студентов и аспирантов, а это одна из главных сред, где формируются лидеры, становятся своеобразными пленниками профессиональных исследований кафедр философии. В пылу своих конкретных исследований кафедры увлекают слушателей в узкие коридоры своих творческих исканий, заменяя ими так необходимую исходную панорамную философскую подготовку. Результатом таких организованных усилий неизбежно становится потеря того основного, что может дать философия для практической деятельности человека. После такого философского образования, входя в жизнь и получая право на принятие важных решений, затрагивающих многие судьбы, люди-лидеры изначально имеют серьезный изъян: фрагментарность, мозаичность мышления, отсутствие целостного видения действительности. Проблема эта настолько остра, что, как уже отмечалось, обусловила собой главную тему последнего XX Всемирного философского конгресса «Ра1аеа: роль философии в воспитании человечества» (Бостон, США, 1998).
Начатое в последние годы и активно дискутируемое в развитых странах радикальное переосмысление содержания, форм, методов и этапов философского образования несомненно должно включать в себя также и четкое понимание глубоких различий в среде субъектов такого образования. Разумеется, обучающие программы для детей и подростков не могут не отличаться от соответствующих программ для взрослых. Не менее важен и учет целей философского обучения, при котором стало бы невозможным смешение общепрактической и общетеоретической ориентации обучаемого с ориентацией на занятие философией как основной профессией- Это все так же верно, как и то, что при всех вариантах обучения должно сохраняться незыблемое ядро основных философских знаний, репрезентативных по отношению к сущности философии. Как раз это ядро и послужит основой, делающей невозможной невольную или преднамеренную ее деформацию.
Выводы.
Проанализированные в данной главе крайности в воспри-Дтии и интерпретации философии в индивидуальном и в массовом сознании имеют несколько разрушительных следствий по
61
существу своему обезоруживающих большую часть думающих творческих людей, людей-лидеров - не только самоучек, но и
получивших высшее образование.
В любом варианте крайность расширительного или крайность суженного понимания, истолкования философии - это утрата. Это неясность и размытость, это непонимание сути и панорамы философского знания, его места в культуре. Вместе с тем, это установка на осуществление вольной и невольной подмены всей системы философского знания той или иной ее структурной частью (только онтологией, только гносеологией, только аксиологией, только герменевтикой) или отдельной школой, концепцией (только конфуцианством, только марксизмом, только позитивизмом, только прагматизмом, только дзен-
будизмом и т. д.).
Стратегия оптимальной философской подготовки для
творческой личности, личности лидера, заключается в решении двуединой задачи. Первая ее часть - это постоянное «удержание» в собственном сознании ясного представления о сути философского знания, о его главном содержании, его качественном отличии от всех других родов, типов знания (обыденного, научного, религиозного, мифологического) и мысленное «видение» в связи с этим принципиальных границ проблемного поля философии.
Еще одна сторона той же задачи - не подменять, не смешивать кипящую плазму проблем всего философского поля с «протуберанцами» тех или иных философских течений, школ, концепций, имен и вопросов, приобретающих особую актуальность или широко рекламируемых средствами массовой информации, хотя они и являются в определенной, а, может, и в значительной степени репрезентативными по отношению к
философии.
***
После этой, по сути, предварительной работы мышления по прояснению особенностей восприятия сущности философии и ее места в культуре, после анализа наиболее типичных, но неадекватных интерпретаций, таящих многие ловушки в особенности опасные для людей-лидеров, перейдем к основной части работы.
62
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.