Еще раз подчеркнем, философия - это особое осмысление внешнего (природного и социального) и внутреннего (духовного, личностного) миров с точки зрения их универсальных черт, признаков, характеристик, а также их взаимосвязей.
Особенно существенно при этом, что значимость для человека философского знания как о внешних, так и о внутренних мирах равновелика и равноценна. Человеку бесконечно важно знать самое существенное не только в отношении природных или социальных явлений со всем их многообразием,
24
но также а, может, и прежде всего - в отношении самого себя, своего внутреннего мира, духовных миров других людей. И это не праздный интерес, а глубокая постоянная, неискоренимая жизненная практическая потребность. Без ее перманентного удовлетворения, хотя бы в определенной степени, невозможно существование человека.
Не кто-то со стороны, а сам человек по своей природе, по своим внутренним потребностям всегда философствует, так как он не может не размышлять о самом себе по отношению к «другому». Другому явлению, другому человеку, другому внешнему или другому внутреннему миру
Может, наиболее тонко, честно и глубоко эту ситуацию проанализировал один из самых авторитетных философов XX века - Мартин Хайдеггер. Отмечая, что сам факт осознания человеком своей единственности в мире и своей смертности перед лицом вечного мира, своей принципиальной «одинокости» в мире заставляет человека выходить на осмысление основных связей «я» и «мира», «миров», Хайдеггер делает окончательный вывод о том, что философия есть философствование, и что это «основное событие в человеческом бытии»4.
Созвучны этому мнению мысли многих других известных философов прошлого и современности. «Жить - значит философствовать» - Сократ, «Без посвященности в философию - нет человека» - Дж. Пико Мирандола, «Философия в высшей степени личный вопрос» - X. Ортега-и-Гассет, «Философствование является основой подлинного бытия человека» - К. Ясперс и т. д.
Каким бы ни был человек - великим или ничтожным, сильным или слабым, здоровым или немощным, преуспевающим или неудачником - независимо ни от чего, рано или поздно, но он приходит к тому, что соизмеряет себя и мир в целом, себя и общество, себя и государство, свою собственную жизнь и смерть с жизнью и смертью других людей, свой духовный мир с духовными мирами других. Личностное существование человека неразрывно связано с идеями и понятиями максимально возможной широты, т. е. с философствованием.
4
Хайдеггер М. Время и бытие. М, 1993 г. с. 26
25
Однако, здесь принципиально важным является то, что философия в собственном смысле слова в отличие от обычного философствования существует в форме теории, специально вырабатываемого теоретического знания. Мозаичное, частичное философствование, доступное рядовому человеку, несомненно, расширяет и укрепляет его внутренний духовный мир, делает его восприимчивым к содержанию специально разработанного философского знания, роднит его с ним. Но при этом только целенаправленное систематическое и логически выдержанное исследование и вербальное описание философских проблем и вопросов являет собой собственно философию.
Коренное отличие философии от обыденного массового философствования состоит также и в том, что ее познавательный интерес не ограничивается уже упоминавшимися, как правило заметными для всех гранями, сторонами, отношениями и явлениями действительности. Ибо кто же из живых не задумывался о связи части и целого, жизни и смерти, добра и зла, справедливости и несправедливости... Суть в том, что теоретический поиск философа специально и целенаправленно проникает в такие глубины бытия, которые не схватываются и не могут быть схвачены обыденным взглядом, обыденным сознанием. Это прежде всего исследование проблем мышления, его уровней форм, способов. Это вопросы возникновения и функционирования сознания и знания, а также правил, норм и особенностей самого процесса познания. Это нюансы логики мышления, соотношения содержания и смысла понятий, знака и значения и т. д. Это также многие вопросы направленности мировой истории, взаимосвязи материальной и духовной доминант человеческой жизни, общества и природы, экономических, политических и моральных проблем и многие другие.
Общее, закономерность, принцип, идею, а также их динамику нельзя пощупать и увидеть. Здесь необходим специальный умственный труц, усилия мысли, постоянно совершенствуемые навыки философской рефлексии, чтобы выразить все это через абстракцию, через понятия. «Точное логическое определение понятий - главнейшее условие истинного знания» - отмечал Сократ. «Целью жизни является теоретическое познание и происходящая отсюда свобода», - так описывал главное в деятельности фило-
26
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.