исторических эпох, несмотря на всю несхожесть представленных ими философских концепций.
Вполне оправданным, поэтому является вывод Гегеля о том, что «история философии показывает, что кажущиеся различными философские учения представляют собою— лишь ответвления одного и того же целого»6.
Философия воспринимается как универсальное и имеющее всеобщее значение знание только тогда, когда она выступает в форме систематического понятийно выраженного осмысления и переосмысления бытия и самого мышления, а также его результатов на основе критического рационализма. Все другие, очень многочисленные и яркие формы «философствования», не ставившие такую цель или не пришедшие к такому высшему выражению, при всей их неповторимости и несомненной ценности для мировой культуры не являются собственно философией, а есть только более или менее продвинувшиеся приближения к ней. Разве случайным является, что в самом конце XX века африканские исследователи, да и не только они, на XX Всемирном философском конгрессе (Бостон, США, 1998) всего лишь только ставили вопрос о том, как возможна «концептуальная деколонизация», обретение духовной свободы, формирование философского языка7.
Исторически сложилось так, что именно европейская философия органично и прочно стоящая на античной (древнегреческой) традиции смогла не только выявить и очертить проблемное поле философии, но и сформировать собственный язык, понятийный категориальный ряд (систему категорий), утверждая и неизменно поддерживая ничем не ограниченный критический интеллектуальный поиск, в том числе поиск ответов на ею же поставленные вопросы.
Европейская мысль во всех ее проявлениях отличается огромной внутренней силой прежде всего потому, что она, несмотря на постоянные соблазны и препятствия, вот уже более
Гегель. Соч. Том 1. Энциклопедия философских наук. Том 1, с. 31. Ра1с^а: Т\уеп11еА У/огШ Соп^гозз оГ РЬПозорЬу. АЬ51гас1з оГ ЬтЫ ап<3 СотпЬиЫ Рарегз. Ргер. Ву 81.0а\узоп е.а. Воз1оп, МаззасЬизеНа, и§, 10-16 Аи§и51,1998; Автономова Н. С. Впечатления из Бостона. «Вопросы философии», 1999,№5,:"с.54.
29
чем два тысячелетия упорно и настойчиво идет по пути такого рационального критического интеллигибельного познания. Эту силу постоянно укрепляет органичная связь с наукой, имеющей с философией общую исходную установку на критический рационализм. Это позволило европейской философии не застыть в первоначальном виде, а в каждую новую эпоху
перестраивать и выстраивать себя как бы заново сначала и до конца.
При этом европейской философии присуща безусловная открытость для углубления, переосмысления и переинтерпретации обсуждаемых проблем, так же, как и постоянная отзывчивость на усилия других типов «философствования» подняться к собственно философскому выражению.
В отличие от восточной культуры, которая тысячелетиями покоилась на непреложном приоритете древности, традиции, религиозных верований, европейская философия и культура, опираясь прежде всего на науку, постоянно создавали, воссоздавали и пересоздавали и самих себя, и общество в целом, и человеческую личность заново. В этом кроется одна
из тайн нынешнего разделенного и неравномерно развивающегося мира.
Затрагивая эту болевую точку современности, отметим, что обычно аналитики останавливаются на сухом изложении цифр и фактов, иллюстрирующих колоссальной разрыв в развитии стран Запада и так называемого «третьего мира». Очевидно, анализ должен быть продолжен до выявления глубинных истоков, духовных ориентиров и сравнительного объяснения принципиальных различий их философских начал. Здесь недопустимы попытки одностороннего возвеличивания европейской философии и намерения считать философские поиски народов других континентов, их своебразные формы философствования, не вылившиеся в оформленные теории, чем-то не имеющим ценности.
Несомненно, европейская философия является величайшей духовной ценностью для всей человеческой цивилизации. Вместе с тем и «философствование» народов, этносов, культур других континентов это также общечеловеческое достояние, так как оно всегда - и в прежние, далекие от нас
30
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.