Философия как уникальный феномен культуры, страница 16

симости от характера взаимоотношений западных стран со странами Воютока противопоставление между идеями и идеа­лами Запада и Востока также приобретало различные то ост­рые, то приглушенные формы.

Многочисленные специальные исследования и соответ­ствующие публикации выявляют здесь очень своеобразную и красочную картину. Они подчеркивают значительные разли­чия в фундаментальных исходных установках западной и во­сточной философии18.

Западна^ философская мысль в целом характеризуется как экстравертная по своему типу, то есть ориентированная на внешний мир, на его обязательное познание, прежде всего научное, использование результатов на практике. Восточная мысль по мнению многих авторов интравертна, то есть, обра­щена к внутреннему миру человека. Западной философии свойственен дуализм субъекта и объекта, а восточной - мо­низм, в частности, слитность объекта и субъекта. Западный мир всегда более логичен и научен, так как в его философских концепциях традиционным является четкое недвусмысленное разграничение духа и материи, вечного и временного, доброго и злого, бог21 и мира, прекрасного и безобразного.

Концептуальность и рационализм Запада обычно проти­вопоставляется интуитивизму Востока. Запад - это вера в ра­зум. Восток -- это общепринятое убеждение, что истина может быть постигнута лишь через преодоление узких границ интел­лекта. На Западе изначально, а, в особенности, после острых теоретических дискуссий, предложенных позитивистски ори­ентированными философами, стало общепринятым считать, что результат любого познавательного процесса может быть прямо объек-гирован в словесных символах, языке, отношения которых подчиняются всеобщим правилам логики, а, значит, на этой основе всегда возможен прирост нового знания, его проверка на истинность и прямая преемственность, то есть, трансляция от поколения к поколению.

Для Востока же «высшее» познание есть интуитивное по­знание. не подающееся вербальному выражению и передаче,

18 г-<-м., например, Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.

53


по крайней мере, тем, кто не достиг определенного «просвет­ленного» состояния через практику медитаций, углублен­ного самопознания и обучения у Учителя. Восточные фило­софские традиции с этой точки зрения служат руководст­вом для каждодневной жизни и достижения душевного покоя, теоре-тические же и эмпирические научные соображения, в отличие от мнения научно ориентированного Запада, играют второстепенную роль. Именно такое понимание выражают приписываемые Будде слова: «Предайте смерти анализирую­щий интеллект, пронзите его одним ударом и выбросите го­лодным псам».

Для западной ментальности характерно признание ре­альности и значимости эмпирического мира в жизни лич­ности, подчеркивается необходимость социальной деятель­ности, присутствует задача овладеть этим миром и преобразо­вать его.

Для Востока главное - овладение собой при безразличии к эфемерному общественному и вещному миру, убежденность в том, что в этом мире нет места надежде и спасению. По мне­нию американского исследователя С. Галика (8. ОиИк) пред­ставители Востока склонны к созерцательности, интравертны, интересуются прежде всего той реальностью, которую обна­руживают в своем «я», стремятся, скорее, овладеть собой, чем внешним миром и постичь вечное больше, чем данный им в повседневном опыте эмпирический мир, эмоциональны, сен­тиментальны, обладают богатым воображением, поэтичны и находят удовлетворение в ощущении своего единства с Приро­дой и Космосом.

Представители Запада демонстрируют противоположные качества: отличаются практичностью, экстравертностью, пыт­ливостью ума, решительностью, индивидуалистичностью, стремлением всегда смотреть вперед, оценивать успех по сте­пени овладения материальным миром, опираться не на эмо­ции, а на разум, ясную и логичную мысль, отвергать всякое мифотворчество, предрассудки и мистицизм. На Западе - дух деятельности, значимости земной жизни, на Востоке - акцент на ее малозначимость, там - усилие, завоевание, достижение, здесь - отрешенность, бездеятельность, покорность19.

54