Мы можем наблюдать весьма симптоматичную картину, когда объективный процесс роста и внутренней неизбежной и необходимой структуризации философского знания по мере увеличения его объема и глубины, параллельно сопровождается в массовом восприятии упрощенным сведением всего содержания философии к отдельной ее структурной части. Вместе с отмеченным такому же повороту событий способствовали или являлись причиной и другие обстоятельства.
Рассмотрим далее специально целый ряд таких же по сути, хотя и очень не схожих внешне между собой способов деформации подлинного содержания философии.
2. 3. 2. Суженное истолкование философии в основных европейских типах философствования. Позитивистская деформация философии
От философа нельзя требовать,чтобы он был физиком; и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо и желательно. Для этого ему не нулсны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся.
Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)
Философский поиск в европейской культуре XX века характерен тем, что он осуществлялся в радикально изменившемся и в социально-политическом, и в экономическом, и в идеологическом отношении мире. Мировые войны, революционные потрясения, национально-освободительные движения - это только некоторые его, нового мира характеристики. Наряду и одновременно с этим - ошеломляющие невиданные ранее достижения научно-технической революции, прорыв человека в Космос и микромир, генная инженерия, широкомасштабная компьютеризация и кибернетизация и многое другое. В политическом плане важней-
16/-'
См. Мельников В. В. Неоиндуизм: протяженная двойственность (религиозно-философские и социально-политические интерпретации Вивекананды и Ганди). Там же, с. 225.
43
шим было разделение мира на две противоположные и враждующие социально-политические системы с ожесточенными столкновениями идеологий, а, значит, и философских концепций.
В этих никогда не имевших места в прежней истории условиях в атмосфере сплошной переоценки и жесткой критики устаревших философских систем, крушения прежних авторитетов и подходов, идеологического неприятия марксистской философии, определяющим для европейской духовной культуры стал так называемый плюралистический подход. Суть его заключается в провозглашении полезности и желательности существования большого количества разнообразных философских и любых других теоретических конструкций. На первый взгляд, это можно было принять за проявление демократизма в выборе теорий. Однако, в действительности ситуация оказалась прямо противоположной. Установка на безграничный плюрализм была только ширмой, за которой развернулось ожесточенное столкновение. В результате определяющими (А. С. Богомолов) стали три основные модели, типа, образца, парадигмы философствования:
1) позитивистская; 2) иррационально-антропологическая и 3) религиозная17.
Именно эти три модели определили главное в содержании философских исследований XX века. Существует много специальных и популярных книг и публикаций, описывающих это явление, к которым при необходимости можно обратиться. В рамках данного исследования отметим только некоторые следствия сложившейся ситуации. Прежде всего, указанные три самые влиятельные интенсивно популяризируемые философские направления были представлены многочисленными школами и концепциями, претерпевающими значительные, а иногда и радикальные изменения. Угнаться за ними массовому сознанию было практически невозможно. Все же идентифицировать школу или концепцию с определенным типом философии оказалось возможным. Позитивистский тип философствования наиболее полно выразило такое широкое и неоднородное течение как неопозитивизм. Иррационально-антропологический тип выражала прежде всего
Богомолов А. С. Вопросы критики современной буржуазной философии в учебном курсе. «Философские науки», 1983, №2, 3
44
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.