Философия как уникальный феномен культуры, страница 11


Мы можем наблюдать весьма симптоматичную картину, когда объективный процесс роста и внутренней неизбежной и необходимой структуризации философского знания по мере уве­личения его объема и глубины, параллельно сопровождается в массовом восприятии упрощенным сведением всего содержания философии к отдельной ее структурной части. Вместе с отмечен­ным такому же повороту событий способствовали или являлись причиной и другие обстоятельства.

Рассмотрим далее специально целый ряд таких же по сути, хотя и очень не схожих внешне между собой способов деформа­ции подлинного содержания философии.

2. 3. 2. Суженное истолкование философии в основных европейских типах философствования. Позитивистская деформация философии

От философа нельзя требовать,чтобы он был физиком; и тем не менее его воз­действие на область физики и необхо­димо и желательно. Для этого ему не нулсны частности, нужно лишь пони­мание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)

Философский поиск в европейской культуре XX века харак­терен тем, что он осуществлялся в радикально изменившемся и в социально-политическом, и в экономическом, и в идеологичес­ком отношении мире. Мировые войны, революционные потря­сения, национально-освободительные движения - это только не­которые его, нового мира характеристики. Наряду и одновремен­но с этим - ошеломляющие невиданные ранее достижения науч­но-технической революции, прорыв человека в Космос и микро­мир, генная инженерия, широкомасштабная компьютеризация и кибернетизация и многое другое. В политическом плане важней-

16/-'

См. Мельников В. В. Неоиндуизм: протяженная двойственность (религи­озно-философские и социально-политические интерпретации Вивекананды и Ганди). Там же, с. 225.

43


шим было разделение мира на две противоположные и вражду­ющие социально-политические системы с ожесточенными стол­кновениями идеологий, а, значит, и философских концепций.

В этих никогда не имевших места в прежней истории усло­виях в атмосфере сплошной переоценки и жесткой критики ус­таревших философских систем, крушения прежних авторитетов и подходов, идеологического неприятия марксистской филосо­фии, определяющим для европейской духовной культуры стал так называемый плюралистический подход. Суть его заключа­ется в провозглашении полезности и желательности существова­ния большого количества разнообразных философских и любых других теоретических конструкций. На первый взгляд, это мож­но было принять за проявление демократизма в выборе теорий. Однако, в действительности ситуация оказалась прямо противо­положной. Установка на безграничный плюрализм была только ширмой, за которой развернулось ожесточенное столкновение. В результате определяющими (А. С. Богомолов) стали три ос­новные модели, типа, образца, парадигмы философствования:

1) позитивистская; 2) иррационально-антропологическая и 3) религиозная17.

Именно эти три модели определили главное в содержании философских исследований XX века. Существует много специ­альных и популярных книг и публикаций, описывающих это яв­ление, к которым при необходимости можно обратиться. В рам­ках данного исследования отметим только некоторые следствия сложившейся ситуации. Прежде всего, указанные три самые вли­ятельные интенсивно популяризируемые философские направле­ния были представлены многочисленными школами и концеп­циями, претерпевающими значительные, а иногда и радикальные изменения. Угнаться за ними массовому сознанию было практи­чески невозможно. Все же идентифицировать школу или концеп­цию с определенным типом философии оказалось возможным. Позитивистский тип философствования наиболее полно вырази­ло такое широкое и неоднородное течение как неопозитивизм. Иррационально-антропологический тип выражала прежде всего

Богомолов А. С. Вопросы критики современной буржуазной философии в учебном курсе. «Философские науки», 1983, №2, 3

44