2 2. РАСШИРИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ:
«ФИЛОСОФИЯ - ВСЯ СОВОКУПНОСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ» (ИДЕОЛОГЕМА:
ФИЛОСОФИЯ = НАУКА)
Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н. э.)
Одной из основных причин дискомфорта личности, не связанной с профессиональной работой в области философии, но постоянно, как говорится, «по жизни» вынужденной затрагивать философские вопросы в любом контексте общения или деятельности, является присутствующая в сознании «размытость» облика философии. Как правило, обнаруживается слабое понимание ее предмета исследования, структуры всего имеющегося объема философского знания, границ проблемного поля философии.
Связано это с тем, что в своем историческом существовании философия в силу целого ряда обстоятельств приобретала тот или иной «облик» или даже несколько «ликов», далеко не всегда или не полностью совпадающих с ее подлинной сущностью.
История духовной культуры общества насчитывает немало попыток расширить, сузить, изменить или подменить (кардинально или частично) предмет и суть философского знания. Хотя практически каждая историческая эпоха содержательно обогащает философию и усиливает ее влияние в контексте всей культуры, этот процесс в связи с уникальностью и сложностью философского знания неизбежно сопровождался и сопровождается различными проявлениями неадекватного восприятия философии.
С одной стороны, эти проявления очень поучительны. Но самое главное для нашего исследования заключается в том, что через понимание наиболее типично и массово встречающихся деформаций философии, открывается прямой и короткий путь к пониманию самой сущности философии. Это путь искоренения не только «философских дыр» и «пробоин» в
33
сознании лидера, но и сопутствующих им неуверенности, нестабильности и уязвимости духа - к «выздоровлению» индивидуального сознания лидера.
Фактическая массовая укорененность рассматриваемой ситуации заставляет специально проанализировать ее, чтобы не сбиться на ложный путь объяснения. Никакие расхожие мнения о сверхсложности философии «доступной не всем» или о слабой подготовленности человека, пытающегося ею овладеть, так же, как и ссылки на лень и безответственность последнего или на некачественность образования, не выдерживают критики.
В чем же здесь дело?
Начнем с первых шагов философии как особого феномена культуры в человеческой истории. Важнейшей особенностью той исторической ситуации было то, что собственный процесс возникновения и институционализации философии в древней культуре, в частности, в европейской, был органично и неразрывно связан с наукой, сначала только зарождающейся, а затем все интенсивнее набиравшей рост. Именно в условиях, когда философия избрала своим ориентиром не миф, не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное основанное на принципах разума критическое осмысление мира и человеческой жизни, происходит ее становление и стремительное развитие. Но в то же самое время можно наблюдать и первое в ее истории парадоксальное смещение собственного облика. Как это могло произойти? Проанализируем кратко этот процесс.
Рационалистическая и критическая ориентация европейской философии привела к тому, что в течение огромного по протяженности исторического периода она удерживала в поле своего притяжения всю сумму нерелигиозного, доказательного, фактологического знания, научное знание в целом, а также этику, эстетику, искусство. В силу этого во многих регионах европейского континента (изначально в культуре Древней Греции и Рима, а в более поздние периоды в таких странах как Италия, Германия, Франция, Испания, Англия и др.) под философией зачастую подразумевалось все научное знание как теоретическое, так и эмпирическое, и, прежде всего, есте-
34
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.