Философия как уникальный феномен культуры, страница 6

2 2. РАСШИРИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ:

«ФИЛОСОФИЯ - ВСЯ СОВОКУПНОСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ» (ИДЕОЛОГЕМА:

ФИЛОСОФИЯ = НАУКА)

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н. э.)

Одной из основных причин дискомфорта личности, не связанной с профессиональной работой в области философии, но постоянно, как говорится, «по жизни» вынужденной затра­гивать философские вопросы в любом контексте общения или деятельности, является присутствующая в сознании «размы­тость» облика философии. Как правило, обнаруживается сла­бое понимание ее предмета исследования, структуры всего имеющегося объема философского знания, границ проблемно­го поля философии.

Связано это с тем, что в своем историческом существо­вании философия в силу целого ряда обстоятельств приобре­тала тот или иной «облик» или даже несколько «ликов», да­леко не всегда или не полностью совпадающих с ее подлин­ной сущностью.

История духовной культуры общества насчитывает нема­ло попыток расширить, сузить, изменить или подменить (кар­динально или частично) предмет и суть философского знания. Хотя практически каждая историческая эпоха содержательно обогащает философию и усиливает ее влияние в контексте всей культуры, этот процесс в связи с уникальностью и слож­ностью философского знания неизбежно сопровождался и со­провождается различными проявлениями неадекватного вос­приятия философии.

С одной стороны, эти проявления очень поучительны. Но самое главное для нашего исследования заключается в том, что через понимание наиболее типично и массово встречаю­щихся деформаций философии, открывается прямой и корот­кий путь к пониманию самой сущности философии. Это путь искоренения не только «философских дыр» и «пробоин» в

33


сознании лидера, но и сопутствующих им неуверенности, не­стабильности и уязвимости духа - к «выздоровлению» инди­видуального сознания лидера.

Фактическая массовая укорененность рассматриваемой ситуации заставляет специально проанализировать ее, чтобы не сбиться на ложный путь объяснения. Никакие расхожие мнения о сверхсложности философии «доступной не всем» или о слабой подготовленности человека, пытающегося ею овладеть, так же, как и ссылки на лень и безответственность последнего или на некачественность образования, не выдер­живают критики.

В чем же здесь дело?

Начнем с первых шагов философии как особого феномена культуры в человеческой истории. Важнейшей особенностью той исторической ситуации было то, что собственный процесс возникновения и институционализации философии в древней культуре, в частности, в европейской, был органично и нераз­рывно связан с наукой, сначала только зарождающейся, а затем все интенсивнее набиравшей рост. Именно в условиях, когда философия избрала своим ориентиром не миф, не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестествен­ным силам, а свободное основанное на принципах разума критическое осмысление мира и человеческой жизни, проис­ходит ее становление и стремительное развитие. Но в то же самое время можно наблюдать и первое в ее истории пара­доксальное смещение собственного облика. Как это могло произойти? Проанализируем кратко этот процесс.

Рационалистическая и критическая ориентация европейс­кой философии привела к тому, что в течение огромного по протяженности исторического периода она удерживала в поле своего притяжения всю сумму нерелигиозного, доказательно­го, фактологического знания, научное знание в целом, а также этику, эстетику, искусство. В силу этого во многих регионах европейского континента (изначально в культуре Древней Греции и Рима, а в более поздние периоды в таких странах как Италия, Германия, Франция, Испания, Англия и др.) под философией зачастую подразумевалось все научное знание как теоретическое, так и эмпирическое, и, прежде всего, есте-

34