такое осмысление и такой прорыв осуществляются только потому, что философия уже сформировалась в человеческой культуре как систематизированное, логически упорядоченное, целостное теоретическое знание со своим собственным в принципе стабильным содержанием, внутренней структурой и специально выработанным категориальным (понятийным)
аппаратом.
***
Продолжим дальше краткий анализ генезиса философии в культуре и вольного или невольного изменения ее облика.
Генезис философии и эти изменения не придуманы кем-то, они не есть результат чьего-то злого или доброго умысла. В основе их -- объективные ритмы общественных преобразований планетарного масштаба в экономике, политике, культуре. Именно в контексте таких преобразований и таких масштабов происходили изменения в самой философии. От настойчивых призывов основателя стоицизма Зенона из Китиона (ок. 336 - ок. 264 до н. э.) различать в философии три основные части: логику, физику и этику пролег долгий исторический путь к разграничению и пониманию несводимости, отсутствия тождества философии и конкретно-научного знания. Одновременно с этим совершался постоянный процесс углубления собственно философского знания, а, значит, и вставала проблема упорядочения его собственного содержания, т. е. структуризации. Неизбежным спутником этих объективных процессов была легкая или временами далеко не легкая тень неадекватного восприятия и интерпретации философии в массовом сознании.
***
После расширительного толкования философии вторым по значимости искажением восприятия философии является ее сужение. Сужение философии очень многолико, проявляется в самых различных формах, однако ее основной негативный результат тот же, что и в первом случае: путаница и неуверенность в сознании, в частности, в сознании лидера.
39
2.3. СУЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ В ИНДИВИ-ДУАЛЫЮМИ МАССОВОМ СОЗНАНИИ
Не следует делать вид, что занимаешься философией, но следует, на самом деле заниматься ею.
Эпикур (341-270 до н. э.)
2. 3. 1. Сужение предмета философии в связи с процессом структурирования системы философского знания
Не мыслям надобно учить, а мыслить. Кант(1724-1804)
Сужение предмета философии, вольное или невольное, также широко распространено и, разумеется, имеет свои причины, объективные условия возникновения и ряд специфических форм проявления в разные исторические эпохи. Чтобы разобраться во всем этом, начнем с главного.
Главное в этом случае то, что философия в процессе своего интенсивного, сложного и противоречивого исторического развития, обретая самостоятельность, относительную независимость от частного научного знания, сформировалась и постоянно развивалась дальше как весьма обширное системное и внутренне структурированное знание.
Важнейшими составляющими философии как целостной теоретической системы являются: логика - совокупность теорий о законах и формах мышления, онтология - учение о бытии, диалектика - учение о развитии, изменении как всеобщей характеристике мира, гносеология - учение о сущности, основных уровнях, формах и методах познания, аксиология -учение о духовных ценностях личности и общества, этика -учение о нравственных основах жизнедеятельности людей, эстетика-знание о разграничении прекрасного и безобразного. Исключительно важным в этой системе является также философское знание о первоосновах, первопричинах, пер-
40
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.