эпохи и в более поздние, в настоящее время оказывало и оказывает огромной силы влияние на всю духовную сферу Земли. Зачастую оно выступает в роли питательной среды для рождения новых идей, новых импульсов к исследованию вечных вопросов, в роли неожиданного стимула для выявления новых граней в философском осмыслении давно очерченных проблем.
Отметим еще один факт, который каждый думающий человек обязан удерживать в своем сознании. В океане мировой культуры европейская философия есть только небольшой островок, родственный по-настоящему всего лишь небольшой части населения Земли. Большая же часть, регионы с многомиллиардным населением (Китай, Индия, арабо-мусульманс-кий мир) остается по-прежнему под определяющим влиянием собственных, часто враждующим между собой типов философствования. Вместе с тем критически освоенный, многократно переосмысленный, актуализированный тысячелетний опыт философской рефлексии в лице европейской философии входит в современную мировую культуру как ее самая фундаментальная основа.
Выводы
Прошедшие тысячелетия после возникновения философии не могли ни отменить, ни ослабить значимость того круга вопросов и проблем, которые были ею очерчены. Этот круг, это проблемное поле философии, могли только, хотя и медленно, расширяться и углубляться, что и подтвердили последующие эпохи.
Особая роль и значимость философии в духовной культуре людей, во всей истории человеческой цивилизации, состоит как раз в ее способности выявлять, «высвечивать» и теоретически формулировать вопросы и проблемы универсального уровня, т. е., которые затрагивают всех людей без исключения.
В этой способности «увидеть» и «озвучить», «назвать», «поставить» реально существующую в действительности проблему или вопрос и заключатся и сокровенная тайна, и предназначение философии как неповторимого феномена культуры и в этом ее самодостаточность.
31
Нелепо было бы требовать от философии конкретных сиюминутных ответов на такого рода вопросы и проблемы.
Если философия объясняет, что есть проблема отчуждения, проблема свободы, проблема выбора, проблема взаимосвязи причины и следствия, сущности и явления, человека и природы, человека и другого человека, истины и заблуждения, части и целого, конечного и бесконечного, жизни и смерти, личности и государства и т. д. и т. п., то это и есть главное в ее содержании. Но именно опираясь на это содержание, только и возможно начинать поиск конкретных ответов конкретным человеком в конкретной ситуации.
В духовной культуре общества философия существует двояким образом: 1) как массовое импульсивное обращение многих людей к первоосновам бытия на уровне эмоционального, чувственного восприятия жизни; 2) как систематизированное, в разные эпохи по-разному, рационально обоснованное и логически упорядоченное теоретическое знание, активно влияющее на политику, экономику, образование, культуру в целом.
Эффективность деятельности человека-лидера прямо и непосредственно зависит от степени обогащения его сознания философскими знаниями второго, т. е. теоретического уровня.
В контексте мировой культуры присутствуют многочисленные типы, способы, формы философствования, отличающиеся большой оригинальностью и утонченностью, что делает их неотъемлемой и очень важной ее частью. Однако объективные исторические обстоятельства сложились так, что только европейская культура сформировала в своем лоне собственно философию как целостное, критическое и систематически развивающееся теоретическое знание.
Работа философа, как точно подметил И. Берлин (1909-1997) - «это социально опасная, интеллектуально трудная, часто мучительная и неблагодарная, но всегда важная деятельность. Цель философии остается всегда одной и той же -помочь человеку понять самого себя и тем самым жить при свете, а не безумствовать в темноте»8.
Берлин И. Назначение философии. «Вопросы философии», 1999, №5, с. 98.
32
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.