Такое положение дел было усугублено во второй половине XX века весьма длительной и очень напряженной дискуссией между так называемым сциентизмом и антисциентизмом (от лат 5с1еппа - наука). Одним из результатов ее было вхождение в общественное сознание отрицательного образа науки. Из авторитетного практически очень ценного и престижного знания с незапятнанной и оправданно высокой репутацией, наука, усилиями анти-сциентистов была представлена как антигуманная по самой своей сути, абстрактная, жестко регламентированная деятельность, идущая рука об руку с репрессивной, враждебной личности властью. Наука щедро награждалась такими эпитетами как «дьявольская сила», «тоталитарное чудовище», «злая сила», «инструмент оправдания отношений организованного насилия», как вышедшая из-под контроля людей и становящаяся главной социальной опасностью сила. Сами научные знания характеризовались как «антисоциальные», способствующие подавлению или даже использованию себе во благо любого противодействия людей, а потому ведущие современного человека к последнему акту его окончательной и ужасной трагедии (Луис Мамфорд).
Позитивистская модель деформированной интерпретации философии на долгие десятилетия стала господствующей в европейской культуре. Только недавно это длительное господство разрушилось. Сегодня многие авторы с облегчением пишут о ее крушении. Некоторые из них говорят и о позитивистском «погроме» на философском проблемном поле, хотя и констатируют полный крах попыток расправиться с философией в ее классическом понимании. Все это так. Однако позитивистская модель деформированной интерпретации философии слишком долго властвовала над многими умами, в том числе над умами лидеров, предопределяя многие неадекватные решения и действия. В силу серьезности вопроса и множественности вытекающих из него следствий здесь необходимо акцентировать внимание на следующем.
Как живая душа культуры, «духовная квинтэссенция своего времени» (Маркс) философия на каждом из этапов своего развития всегда неразрывно связана с обществом, с развертывающимися в нем социальЕ1Ыми процессами. Следовательно, она не может избежать, да и не должна ставить под сомнение неизбежность собственной трансформации. Однако, при любых неизбежных
49
изменениях философия должна всеща оставаться тем знанием, которое образует стержень и массового, и личностного сознания и придает любой ментальности и практике основополагающие духовные ориентиры. В этом суть и предназначение философии в обществе.
Рассматривая же установку на безграничный плюрализм, следует отметить внутренне присущую ей спекуляцию на многообразии. Однако, духовная культура не есть нечто абстрактное, а есть культура людей, следовательно, она всегда содержит жесткие архетипичные, общие человеческие характеристики, невзирая ни на какой плюрализм, разность, множественность. Не только иногда, но очень часто, как на индивидуальном, так и на общем уровне (семья, нация, государство) именно общее, а не частное, отдельное, выходит по значимости на первый план. Это тем более справедливо по отношению к обществу в целом и, в особенности, в критические периоды его существования, когда оно оказывается перед угрозой гибели всего, в том числе культуры, а это - реальные угрозы сегодняшней действительности.
Кроме того, нельзя забывать, что широкое распространение идей плюрализма, демократии, толерантности - явление позитивное, но они реализуются на практике далеко не всегда. Иногда же они находят воплощение в каком-то странном, неоднозначном или даже ущербном виде. Сегодня общеизвестны ситуации, когда плюрализм мнений относительно болевых проблем общества, таких как терроризм, наркомания, проституция, киллерст-во и т. п., усиленный всей мощью и красочностью современных средств массовой информации с их произвольно расставленными акцентами и приоритетами, со смакованием деталей - очень часто оборачивается хотя и противоестественной, но ясно различимой ориентацией на то, что якобы собирались искоренять. Плюрализм, следовательно, не есть, никогда не бывает и не должен быть абстрактным и не может служить абсолютным ориентиром для принятия решений и действий.
В заключение данного раздела отметим, что под прямым и непосредственным воздействием плюралистической и позитивистской установки философия в западноевропейской культуре и с отчетливыми отзвуками в других культурах была в XX веке на многие десятилетия обречена на деформированное, суженное,
50
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.