Философия как уникальный феномен культуры, страница 14


Такое положение дел было усугублено во второй половине XX века весьма длительной и очень напряженной дискуссией между так называемым сциентизмом и антисциентизмом (от лат 5с1еппа - наука). Одним из результатов ее было вхождение в об­щественное сознание отрицательного образа науки. Из авторитет­ного практически очень ценного и престижного знания с незапят­нанной и оправданно высокой репутацией, наука, усилиями анти-сциентистов была представлена как антигуманная по самой своей сути, абстрактная, жестко регламентированная деятельность, идущая рука об руку с репрессивной, враждебной личности вла­стью. Наука щедро награждалась такими эпитетами как «дья­вольская сила», «тоталитарное чудовище», «злая сила», «инстру­мент оправдания отношений организованного насилия», как вы­шедшая из-под контроля людей и становящаяся главной социаль­ной опасностью сила. Сами научные знания характеризовались как «антисоциальные», способствующие подавлению или даже использованию себе во благо любого противодействия людей, а потому ведущие современного человека к последнему акту его окончательной и ужасной трагедии (Луис Мамфорд).

Позитивистская модель деформированной интерпретации философии на долгие десятилетия стала господствующей в евро­пейской культуре. Только недавно это длительное господство разрушилось. Сегодня многие авторы с облегчением пишут о ее крушении. Некоторые из них говорят и о позитивистском «погро­ме» на философском проблемном поле, хотя и констатируют пол­ный крах попыток расправиться с философией в ее классическом понимании. Все это так. Однако позитивистская модель дефор­мированной интерпретации философии слишком долго властво­вала над многими умами, в том числе над умами лидеров, предоп­ределяя многие неадекватные решения и действия. В силу серь­езности вопроса и множественности вытекающих из него след­ствий здесь необходимо акцентировать внимание на следующем.

Как живая душа культуры, «духовная квинтэссенция своего времени» (Маркс) философия на каждом из этапов своего разви­тия всегда неразрывно связана с обществом, с развертывающими­ся в нем социальЕ1Ыми процессами. Следовательно, она не может избежать, да и не должна ставить под сомнение неизбежность собственной трансформации. Однако, при любых неизбежных

49


изменениях философия должна всеща оставаться тем знани­ем, которое образует стержень и массового, и личностного сознания и придает любой ментальности и практике осново­полагающие духовные ориентиры. В этом суть и предназначе­ние философии в обществе.

Рассматривая же установку на безграничный плюрализм, следует отметить внутренне присущую ей спекуляцию на много­образии. Однако, духовная культура не есть нечто абстрактное, а есть культура людей, следовательно, она всегда содержит жест­кие архетипичные, общие человеческие характеристики, невзи­рая ни на какой плюрализм, разность, множественность. Не толь­ко иногда, но очень часто, как на индивидуальном, так и на общем уровне (семья, нация, государство) именно общее, а не частное, отдельное, выходит по значимости на первый план. Это тем бо­лее справедливо по отношению к обществу в целом и, в особен­ности, в критические периоды его существования, когда оно ока­зывается перед угрозой гибели всего, в том числе культуры, а это - реальные угрозы сегодняшней действительности.

Кроме того, нельзя забывать, что широкое распространение идей плюрализма, демократии, толерантности - явление пози­тивное, но они реализуются на практике далеко не всегда. Иногда же они находят воплощение в каком-то странном, неоднознач­ном или даже ущербном виде. Сегодня общеизвестны ситуации, когда плюрализм мнений относительно болевых проблем обще­ства, таких как терроризм, наркомания, проституция, киллерст-во и т. п., усиленный всей мощью и красочностью современных средств массовой информации с их произвольно расставленными акцентами и приоритетами, со смакованием деталей - очень ча­сто оборачивается хотя и противоестественной, но ясно различи­мой ориентацией на то, что якобы собирались искоренять. Плю­рализм, следовательно, не есть, никогда не бывает и не должен быть абстрактным и не может служить абсолютным ориентиром для принятия решений и действий.

В заключение данного раздела отметим, что под прямым и непосредственным воздействием плюралистической и позитиви­стской установки философия в западноевропейской культуре и с отчетливыми отзвуками в других культурах была в XX веке на многие десятилетия обречена на деформированное, суженное,

50