вопринципах существования и развития общества - философия общества (социальная философия, философия истории), а также и философская концепция человека, личности (философская антропология) и другие структурные части единого целого.
Таким образом, в данном случае задача состоит в том, чтобы от упрощенного, а то и примитивного представления о философии перейти к пониманию ее как жизненно необходимого системного структурированного знания об универсальных свойствах, связях и отношениях всей имеющейся действительности в целом.
Далее, важно учесть, что философия является открытой системой, так как философское знание постоянно расширяется, уточняется, углубляется в прямой зависимости от динамики и уровня человеческого познания и практического опыта, а также особенностей каждой исторической эпохи.
Все структурные части философии, все ее составляющие, находясь в органическом единстве, неразрывной взаимосвязи, в то же самое время представляют собой достаточно своеобразные специфические области философского знания, со своей внутренней субструктурой, содержанием, категориальным аппаратом и принципами организации. Специальное изучение и осмысление мира онтологии, гносеологии, этики и других областей философии резко расширяют интеллектуальный горизонт и совершенствуют стиль мышления, утонченность эстетического вкуса, возможности усвоения и гармонизации нравственных и других норм каждого, кто погружается в эти миры.
Интересным и важным для духовной культуры общества в целом является тот факт, что в разные исторические периоды под влиянием тех или иных причин, то одна, то другая структурная часть целостного философского знания выдвигалась на первый план, временно, иногда надолго, оттесняя другие, и тогда в обществе философия на уровне массового сознания отождествлялась то с логикой, то с этикой, то с методологией научного познания, «философией науки» или с социологией, эстетикой и т. п.
Такой близкий нам XX век характеризовался в европейской культуре обилием самых разнообразных интерпретаций философии и ее роли в обществе, так сказать, философским плюрализмом. Но в последние десятилетия XX века (очевидно, эта тенден-
41
ция будет характерна и для первой половины XXI столетия) на одно из первых мест вышла такая часть философского знания как аксиология.
Аксиология - (греч. ах1а - ценность и 1о§05 -учение, слово) философское исследование природы духовных ценностей людей.
Судьба аксиологического знания и в истории общества, и в истории самой философии в разные периоды складывалась по-разному. Значение этого знания то невероятно принижалось, то абсолютизировалось как самое важное из всех родов знания. При первом подходе ценностное знание рассматривалось как сугубо субъективное представление людей о мире, где основными являются мнения, предпочтения, симпатии и антипатии, но отнюдь не истина. Следовательно, это знание весьма сомнительно или даже опасно в реальной жизни, так как ничего якобы, не дает кроме «кипения страстей». При втором подходе имело место гипертрофированное понимание значимости аксиологического знания, попытка сведения всего содержания философии к аксиоло-гии, а всех функций философии в обществе к выработке ценностного мышления как панацеи от ошибок и проблем.
Философская мысль в отдельных странах на протяжении длительного периода проявляла намерения такой аксиологичес-кой переориентации и предпринимала ряд практических шагов в этом направлении. Например, в Японии в связи с этим предлагались проекты перестройки всей системы образования: в 1968 г. была открыта Высшая школа создания ценностей, а в 1971 г. -Университет созидания ценностей15. В индийской философии, прежде всего, среди последователей Ганди, в неоиндуизме выработка ценностного мышления характеризуется как главное предназначение философии. С данной точки зрения «ценностное мышление выхватывает индивида вместе с его заботами, надеждами и тревогами из суеты повседневных дел и если не ставит знак равенства между ним и Богом (хотя концепцию Нар-Нарая-ны допустимо понимать и таким образом), то дает возможность человеку примерить атрибуты божественности»16.
Выделим основной вывод.
См. об этом: Козловский Ю. С. Идеализм и религия современной Японии. Формы взаимодействия. Сб. «Философия и религия на зарубежном Востоке. XX век» М., 1985, с. 114.
42
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.