Философия как уникальный феномен культуры, страница 10

вопринципах существования и развития общества - философия общества (социальная философия, философия истории), а также и философская концепция человека, личности (философская антропология) и другие структурные части единого целого.

Таким образом, в данном случае задача состоит в том, что­бы от упрощенного, а то и примитивного представления о фи­лософии перейти к пониманию ее как жизненно необходимого системного структурированного знания об универсальных свой­ствах, связях и отношениях всей имеющейся действительности в целом.

Далее, важно учесть, что философия является открытой системой, так как философское знание постоянно расширяется, уточняется, углубляется в прямой зависимости от динамики и уровня человеческого познания и практического опыта, а также особенностей каждой исторической эпохи.

Все структурные части философии, все ее составляющие, на­ходясь в органическом единстве, неразрывной взаимосвязи, в то же самое время представляют собой достаточно своеобразные специфические области философского знания, со своей внутрен­ней субструктурой, содержанием, категориальным аппаратом и принципами организации. Специальное изучение и осмысление мира онтологии, гносеологии, этики и других областей филосо­фии резко расширяют интеллектуальный горизонт и совершен­ствуют стиль мышления, утонченность эстетического вкуса, воз­можности усвоения и гармонизации нравственных и других норм каждого, кто погружается в эти миры.

Интересным и важным для духовной культуры общества в целом является тот факт, что в разные исторические периоды под влиянием тех или иных причин, то одна, то другая структурная часть целостного философского знания выдвигалась на первый план, временно, иногда надолго, оттесняя другие, и тогда в обще­стве философия на уровне массового сознания отождествлялась то с логикой, то с этикой, то с методологией научного познания, «философией науки» или с социологией, эстетикой и т. п.

Такой близкий нам XX век характеризовался в европейской культуре обилием самых разнообразных интерпретаций филосо­фии и ее роли в обществе, так сказать, философским плюрализ­мом. Но в последние десятилетия XX века (очевидно, эта тенден-

41


ция будет характерна и для первой половины XXI столетия) на одно из первых мест вышла такая часть философского знания как аксиология.

Аксиология - (греч. ах1а - ценность и 1о§05 -учение, слово) философское исследование природы духовных ценностей людей.

Судьба аксиологического знания и в истории общества, и в истории самой философии в разные периоды складывалась по-разному. Значение этого знания то невероятно принижалось, то абсолютизировалось как самое важное из всех родов знания. При первом подходе ценностное знание рассматривалось как сугубо субъективное представление людей о мире, где основными яв­ляются мнения, предпочтения, симпатии и антипатии, но отнюдь не истина. Следовательно, это знание весьма сомнительно или даже опасно в реальной жизни, так как ничего якобы, не дает кроме «кипения страстей». При втором подходе имело место ги­пертрофированное понимание значимости аксиологического зна­ния, попытка сведения всего содержания философии к аксиоло-гии, а всех функций философии в обществе к выработке ценно­стного мышления как панацеи от ошибок и проблем.

Философская мысль в отдельных странах на протяжении длительного периода проявляла намерения такой аксиологичес-кой переориентации и предпринимала ряд практических шагов в этом направлении. Например, в Японии в связи с этим предлага­лись проекты перестройки всей системы образования: в 1968 г. была открыта Высшая школа создания ценностей, а в 1971 г. -Университет созидания ценностей15. В индийской философии, прежде всего, среди последователей Ганди, в неоиндуизме выра­ботка ценностного мышления характеризуется как главное пред­назначение философии. С данной точки зрения «ценностное мышление выхватывает индивида вместе с его заботами, надеж­дами и тревогами из суеты повседневных дел и если не ставит знак равенства между ним и Богом (хотя концепцию Нар-Нарая-ны допустимо понимать и таким образом), то дает возможность человеку примерить атрибуты божественности»16.

Выделим основной вывод.

См. об этом: Козловский Ю. С. Идеализм и религия современной Японии. Формы взаимодействия. Сб. «Философия и религия на зарубежном Востоке. XX век» М., 1985, с. 114.

42