ее потеря неизбежно вели к ущербности и науки и философии.
Восприятие науки и философии со стороны массового сознания также становилось ущербным. На Востоке - причина та же, но проявившаяся в прямо противоположной форме, а именно - в изначальном разрыве науки и философии. Это особенно характерно для Китая. Философия возникла там на ранней стадии общественного развития и ранее, чем в Европе. Однако, с самого начала философия не только не противопоставила себя мифологическому и религиозному объяснению действительности, как это делали древнегреческие философы, а, наоборот, намеренно подчеркнуто, с какой-то крайностью, подчинившись силе культа и древних традиций, сориентировалась на сохранении себя в их архаически консервативной и догматической среде.
В отличие от «критической рефлексии», которой была философия в Древней Греции с ее традициями диалектической полемики, острых публичных дискуссий, спора, сомнений, осмысления апорий, противоречий, философия в Китае была с самого начала своего существования однозначно подчинена конкретной политической практике, ограничена решением вопросов управления обществом, отношений между различными социальными группами, правящими династиями и народом, между царствами. Длительные исторические периоды философия в Китае, по сути дела, была прежде всего очень влиятельной официальной идеологией (конфуцианство), основной социальной функцией которой было воспитание послушного, исполнительного, трудолюбивого члена общества, не смевшего преступать древние традиции и обычаи. Особый запрет утвердился в отношении осмысления, а тем более, обсуждения проблем государственного устройства. Все заменила формула «Император - сын неба». Правящая верхушка общества и все разраставшаяся управленческая бюрократия по существу монополизировали знания и право на них, стремясь не столько к их интенсивному развитию, сколько к их сохранению в неизменном виде с жесткими императивами: «преданность государю», «верность долгу», «сыновняя почтительность», «уважение к старшим», которые подразумевали прежде всего сохранение строгой социальной субординации. Поскольку же главными чертами общественной практики в Китае был консерватизм и догматизм, ориентация на идеал «высокой древности», то есте-
57
ственно, что она наполняла этим же и философские искания. Поэтому не случайно многие столетия главным в китайской философии было предельно уважительное комментирование классических философских текстов, их «более точное» прочтение, а не напряженный и страстный поиск истины как у древних греков. Как говорят исследователи, философия в Китае вплоть до XIX века оставалась «служанкой традиционности», неукоснительно следуя кредо Конфуция «передаю, но не творю».
Несмотря на то, что китайская наука с точки зрения ее практической эффективности (изобретения, гидравлические и другие инженерные сооружения) вначале стояла неизмеримо выше европейской, она вскоре потеряла свои приоритеты и была фактически отделена от философских исканий.
В отличие от китайской греческая, а в дальнейшем европейская, культура демонстрирует принципиально иные подход: точные науки неотделимы от философии, зарождаются и развиваются вместе с ней. Ранний греческий философ - это не только одновременно и математик, и логик, и астроном, и физик, но он и самый активный моралист и непосредственный участник всех ратных и мирных событий, политических столкновений и преобразований в обществе. К тому времени древние эллины, опираясь на философские прозрения, уже пришли к идее демократического устройства общества. Более того, продемонстрировали поразительно тонкое понимание различия между его сутью и угрозами демократии (теократия, аристократия, тирания, деспотия, олигархия, кадократия, охлократия -- Парменид, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель), В то же самое время древнегреческие критики демократии первыми начали весьма трудный разговор о неоднозначности содержания основных демократических идей и о тех проблемах, которые они таят в себе (например, предоставление равных прав людям изначально и навсегда фактически неравным по интеллекту, морали, физическим данным, возрасту, полу).
В Китае же философия и естествознание существовали обособленно, как бы отгородившись друг от друга непроходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Еще и этим китайская философия резко сузила свое проблемное поле и лишила себя надежного источника формирования целостного и всестороннего
58
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.