(Ьилософии, оправданность и обязательность разведения их по разным полюсам ментальности. Что же произошло в дальнейшем?
Каждый из основных типов европейской философии, исходя
из вышеотмеченной методологической посылки, стал формировать собственное, отдельное «видение» предмета философии и ее функций в обществе, с неизбежностью суживая и деформируя ее реальный облик и содержание. Например, такое известное философское течение как экзистенциализм, многие десятилетия очень популярное на Западе и за его пределами и оказавшее большое влияние на искусство и литературу XX века, отвергло вообще ориентацию философии на рациональное познание, как якобы не соответствующее тому предмету, с которым связана философия. Предметом философии признавался только индивидуальный духовный мир отдельной личности с такими его определяющими характеристиками как страх, отчаяние, одиночество, одномерность.
Философия экзистенциализма, обращенная не столько к узкому кругу философов, сколько к любому образованному читателю (ее авторы - крупные писатели, драматурги, публицисты) на десятилетия захватила умы многих. Главное в ней - это пронзительно искреннее, безжалостно честное и мужественное описание существования человека, его «бытия - в - мире» как бытия абсурдного и бессмысленного. С этой точки зрения единственной ценностью жизни является ясность видения и полнота переживания несправедливости человеческого удела и постоянный стоический бунт против этого.
Философия экзистенциализма, описывая бытие человека в очень яркой художественной форме, привлекшей к ней внимание многих людей разных поколений, вошла в массовое сознание как философия пантрагизма, несмотря на несогласие с такой оценкой многих ее создателей. Главное же в том, что она самими авторами была противопоставлена научному познанию в целом и научному познанию общества в частности. В результате философия оказалась сведенной к некоторым, хотя и очень близким и понятным любому человеку проблемам: смыслу личностного существования, способам и формам бытия в условиях крушения духовных • ценностей и нравственного одичания.
47
Сам же позитивистский тип философствования наиболее радикально деформировал понимание философии в культуре, сузил ее предмет до деятельности по логико-лингвистическому анализу языка. Со всей определенностью подчеркнем, что выделение языка в качестве объекта философского анализа было и остается абсолютно оправданным и перспективным. Язык это универсальное для всех людей средство общения и передачи информации- Его философский анализ приоткрывает целый ряд вопросов и проблем, никогда не затрагиваемых лингвистическими исследованиями. В частности, к ним относится вопрос о логических основаниях различных высказываний (предложений), о способах употребления их в тех или иных контекстах, вопросы соотношения смысла, знака и значения и многое другое. Несомненно, очень важными были и поднятые вновь проблемы понимания (предпонимания) и истолкования текста (герменевтика). Вместе с тем такой же важной являлась и недопустимость подмены всего содержания философии философско-логическими и философ-ско-лингвистическими исследованиями. Однако, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм все же пошли как раз по пути такой подмены. Если говорить о более узком плане этих усилий, то они позже вылились в «философию науки», специальные исследования по анализу оснований, логической структуры и способов проверки законченного знания. Это действительно содержательные и во многом серьезно обоснованные разработки, нашедшие не только теоретическое, но и практическое применение. Однако для нас при этом самым существенным является то, что и здесь так или иначе была разрушена плодотворная классическая традиция органического союза философии и науки. Это, в свою очередь, послужило основанием неадекватного истолкования сути философского знания, и далее - неоправданного сужения предмета философии.
Значительно страдала и сама наука, утрачивая важнейшие мировоззренческие, то есть, собственно философские основания и ориентиры. Суженное позитивистское объяснение философии как «философии науки», своеобразно истолкованной теории познания лишало науку адекватного понимания всего комплекса гносеологических проблем, так как они искусственно отрывались от философского изучения общества и человека.
48
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.