софов Анаксагор (500-428 до н. э.). Трагический и страшный поступок Демокрита, ослепившего самого себя, был вызван, по свидетельству современников, ничем не устрашимой жаждой истины, безудержным стремлением мыслью проникнуть во всю беспредельность бытия, желанием отстраниться от внешнего проявления действительности, чтобы постигнуть ее тайны через полное погружение в умозрительный, умопостигаемый мир- Через много столетий Гегель отстаивает тот же подход, определяя философию как «область чистого мышления» как «мыслящее рассмотрение предметов», как «постижение эпохи в понятии».
Сформулированное понятие не остается чем-то раз и навсегда данным, косным, застывшим. Ищущая философская мысль тысячекратно возвращается к нему, выверяя его границы, содержание, смысл и значение, а также все возможные взаимосвязи с другими понятиями. Скрупулезно скомпонованная, многократно переосмыленная и постоянно уточняемая система философских категорий позволяет приблизиться к адекватному осмыслению и вербально точному описанию всей многосложности бытия.
Философское теоретическое познание дает человеку отраженное в специально разработанных понятиях и категориях глубокое и целостное представление о мире, о его всеобщих закономерностях и взаимосвязях.
Добывая крупицы такого знания, философ как личность как бы отстраняется, уходит на задний план. Долгим эхом звучат в истории слова Гераклита (ок. 544 - ок. 483 до н. э.), выражающие отношение личности философа к познанию и призывающего «Не мне, но Логосу5 внимая...».
Для философа главное - само знание и его прирост, развитие, движение ко все более полной истине. Это движение
Логос (греч. 1о§о5 - слово, мысль, разум, закон) - термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. Это одно из основных понятий древнегреческой философии. Логосу присущи такие признаки как вечность, всеобщность и необходимость. В истории философской мысли термин «логос» употреблялся и употребляется и в других значениях: как синоним Бога (неоплатоники, схоласты, Эриугена (ок. 810-ок. 877), как абсолютное понятие, лежащее в основе всего (Гегель).
27
предполагает огромные и специальные интеллектуальные усилия, зачастую, жертвенное служение, отказ от многого. Как считал А. Шопенгауэр (1788-1860), «нельзя одновременно служить миру и истине». Трагические судьбы многих выдающихся философов, в которых платой за истину была жизнь, только подтверждают этот вывод.
Но здесь самое существенное заключается в том, что еще в седой древности было осознано не только принципиальное различие между «философствованием» и философией, но и указано на ее главный признак. Философия это то, что постигается интеллигибельно (лат. шТеШ^ЬШз - рассудочный), то, что постигается только разумом, глубоким специальным размышлением или интеллектуальной интуицией и недоступно чувственному познанию, не может быть схвачено им.
Только поднимаясь до такого выражения собственного содержания, философия, улавливая сущность разных по типу миров (внешних и внутренних), осуществляет уникальный синтез главного в каждом из них.
Гениально уловив это предназначение и способность философии вычленять в многообразнейшем потоке жизни и осмысляющего мышления главное, основополагающее, сущнос-тное, античные мыслители, а вслед за ними и массовое сознание, не случайно наделили философию целым рядом ярких эмоциональных определений: «наука наук», «царица наук», «путеводительница жизни», «соль всякого сознания», «смысл разума», «культура ума», «вечное знание» и многими другими.
Однако, оставим в стороне эмоциональную сторону дела. Для нас самым существенным является другое, а именно, тот факт, что философия сформировалась в человеческой культуре, как знание всеобщего уровня анализа бытия во всех формах его проявления. Самоценность, самобытность философии - в самой постановке и характере вопросов, которые она задает, поднимает, формулирует.
Отмеченное классическое понимание философии прошло через века и было по сути своей общим для Сократа и Платона, Зенона и Аристотеля, П. Абеляра и Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Г. Лейбница и Т. Гоббса, И. Канта и Гегеля, К. Маркса и М. Хайдеггера и других ярких мыслителей различных
28
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.