смогли воспринять, критически переработать и развить все имевшиеся в тот период знания- Как отмечает Дж. Бернал:
«Они восприняли эти знания и, благодаря глубокому собственному интересу и разуму превратили их в нечто и более простое и более абстрактное, и более рациональное. Со времени древних греков и до наших дней эта нить знания уже не прерывалась»". В силу этого факта, а не по чьему-то личному предпочтению древнегреческая духовная культура, философия воспринимаются каждой новой исторической эпохой как «далекая родина». Как известно, так их впервые назвали гениальные творцы европейского Возрождения, но это остается истинным и для последующих поколений и эпох. В XX веке это повторил Б. Расеел: «Говоря серьезно, вся западная философия есть греческая философия»12.
Человеку, претендующему на мышление лидера, стоит учесть признание нашего современника известного американского ученого-логика и методолога науки - Т. Куна: «Каждая цивилизация, о которой сохранились документальные сведения, обладала техникой, искусством, религией, политической системой, законами и так далее. Во многих случаях эти аспекты цивилизаций были развиты также как и в нашей цивилизации. Но только цивилизация, которая берет свое начало в культуре древних эллинов, обладает наукой, действительно вышедшей из зачаточного состояния. Ведь основной объем научного знания является результатом работы европейских ученых в последние четыре века. Ни в одном другом месте, ни в одно другое время не были основаны специальные сообщества, которые были бы так продуктивны в научном отношении»'3. Сила и мощь такой продуктивности - в изначальном, органическом союзе философии и науки.
Теперь возвратимся к главному предмету разговора и сделаем некоторые выводы.
Расширительное толкование философии не есть собственное аутентичное ее определение. Оно было и остается
^См. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. с.95. ^См. Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998, с.26. Кун Т. Структура научных революций. М., 977. с.220.
37
только толкованием, одним из «ликов» философии в конкретных исторических обстоятельствах, хотя и сыгравших во многом прогрессивную, консолидирующую направляющую роль для специального, частного научного знания.
Появление такого «лика» философии не изменило главного, основного мнения - что философия была изначально и осталась уникальным родом человеческого знания, знанием о «всеобщем», познанием Универсума как целого. «Высвечивание» через «рацио» (разум) вопросов и проблем, имеющих универсальный характер, и их теоретическая формулировка, языковое описание и трансляция от поколения к поколению есть главная задача философии. Ее решение в жизни каждой эпохи параллельно сопровождалось многочисленными усилиями многочисленных мыслителей различных стран по разъяснению и разрешению именно таких вопросов и проблем и философия все больше приобретала черты духовно-практического феномена. Философия не только объясняла мир, но и побуждала к конкретному действию. Поэтому она всегда играла в обществе, в его духовной жизни очень активную роль с постоянно расширяющимися функциями.
Но при этом философия как система знаний о явлениях, отношениях и связях всеобщего уровня проявления в объектном смысле всегда сохраняла принципиальную стабильность. Это так, потому что каждая новая эпоха, каждое новое поколение людей всегда встречается с теми же самыми вопросами, отношениями, связями, которые и составляют предмет философии («мир - человек», «бытие - небытие», «истина - заблуждение», «свобода ~ необходимость», «личность - государство», «я» и «не я», «абсолютное - относительное» и т. д.). И каждая личность, приобщаясь к этому осмыслению именно через философию, утверждается в мире как сознательное, моральное и эстетически чуткое существо. Как отмечал Н. А. Бердяев (1874-1948), «философия всегда была прорывом из бессмысленного эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла»'4. Разумеется,
Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения /Философия свободного духа. М. 1994. с.232-233.
38
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.