Философия как уникальный феномен культуры, страница 7

ственнонаучное, столетиями мужественно противостоявшее различным проявлениям невежества, фанатизма, мракобесия и пустых иллюзий.

Следовательно, не по чьей-то злой воле, а в силу вполне определенных исторических обстоятельств происходит пер­вое значительное смещение облика философии в культуре, когда она понимается расширительно и по сути дела отожде­ствляется в массовом сознании с наукой, научным знанием любого уровня и вида.

Отдаленным от первых шагов становления и философии, и науки, но все же ярким свидетельством этого являются очень показательные названия фундаментальных трудов выдающих­ся естествоиспытателей уже в ХУП-ХУШ веках и даже в XIX веке. Сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Ма­тематические начала натуральной философии» (1687), книга К. Линнея по словам ботаники - «Философия ботаники» (1751), сочинения Ж. Ламарка по биологии - «Философия зоологии» (1809), а один из капитальных трудов П. Лапласа -«Опыт философии теории вероятностей» (1814). В этом же плане лежит известная европейская традиция присвоения почетного титула «доктора философии» за достижения в раз­личных областях науки, например, Софье Ковалевской при­суждено звание «доктора философии» за выдающиеся труды по математике9.

Сама творческая деятельность выдающихся философов, оставивших неизгладимый след в истории духовной культуры, как правило, была органично связана с практическим непос­редственным участием в науке (Демокрит, Платон, Аристо­тель, Н. Кузанский, Джордано Бруно, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Ф. Бекон, И. Кант и др.).

Какой вывод можно сделать из этого, действительно имевшего место в культуре и в массовом сознании людей явления?

Прежде всего, тот, что именно философия явилась в ис­тории новым, колоссальным по своей силе полюсом духов-

9

См: Алексеев Г. В. «Предмет, структура и функции диалектического мате­риализма». М-,1978.

35


ности, консолидировавшим на европейском континенте на протяжении огромного исторического промежутка времени с античности вплоть до XVI-XIX веков все проявления прогрес­сивной рациональности.

Необходимо подчеркнуть специально особую роль древ­негреческой философии в этом процессе, а, значит, и в разви­тии всей человеческой цивилизации. Именно эта философия поражает огромной внутренней духовной силой, позволившей впервые в истории поставить, теоретически сформулировать всю основную гамму проблем всеобщего универсального уровня, касающихся всех пластов, форм и типов бытия, и прежде всего бытия человека и бытия общества. В Древней Греции зарождаются и получают свое первоначальное разви­тие идеи, представления, концепции и области философского знания, позже превратившиеся в специальные дисциплины:

логику, онтологию, гносеологию, аксиологию, этику, эстетику, а также диалектику. Именно духовная мощь древних греков и полифония всеобщих проблем, вопросов, принципов, выдви­нутых ими, оказали и продолжают оказывать огромное про­грессивное влияние на науку, на общество в целом.

Следует при этом иметь в виду, что «греческое чудо» вне­запного возникновения и быстрого развития древнегреческой философии имеет глубокие и разнообразные причины и осно­вания. Многочисленные исследователи достаточно полно изу­чили это явление10. Здесь же подчеркнем очень важное обсто­ятельство - древнегреческая культура мысли - философия -возникла как результат поразительного по глубине и силе син­теза собственно греческой духовной культуры и несметных духовных богатств целого ряда могущественнейших цивили­заций, существовавших одновременно с ней или же значитель­но раньше.

Греки были единственными, кто в силу своего особого ме­стоположения в непосредственной близости от очагов других мощных культур и на пересечении оживленных морских тор­говых путей, а также благодаря уникальным преимуществам демократического политического устройства городов-полисов

См., например, Волков Г. У колыбели науки- М., 1971. 36