ственнонаучное, столетиями мужественно противостоявшее различным проявлениям невежества, фанатизма, мракобесия и пустых иллюзий.
Следовательно, не по чьей-то злой воле, а в силу вполне определенных исторических обстоятельств происходит первое значительное смещение облика философии в культуре, когда она понимается расширительно и по сути дела отождествляется в массовом сознании с наукой, научным знанием любого уровня и вида.
Отдаленным от первых шагов становления и философии, и науки, но все же ярким свидетельством этого являются очень показательные названия фундаментальных трудов выдающихся естествоиспытателей уже в ХУП-ХУШ веках и даже в XIX веке. Сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии» (1687), книга К. Линнея по словам ботаники - «Философия ботаники» (1751), сочинения Ж. Ламарка по биологии - «Философия зоологии» (1809), а один из капитальных трудов П. Лапласа -«Опыт философии теории вероятностей» (1814). В этом же плане лежит известная европейская традиция присвоения почетного титула «доктора философии» за достижения в различных областях науки, например, Софье Ковалевской присуждено звание «доктора философии» за выдающиеся труды по математике9.
Сама творческая деятельность выдающихся философов, оставивших неизгладимый след в истории духовной культуры, как правило, была органично связана с практическим непосредственным участием в науке (Демокрит, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Джордано Бруно, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Ф. Бекон, И. Кант и др.).
Какой вывод можно сделать из этого, действительно имевшего место в культуре и в массовом сознании людей явления?
Прежде всего, тот, что именно философия явилась в истории новым, колоссальным по своей силе полюсом духов-
9
См: Алексеев Г. В. «Предмет, структура и функции диалектического материализма». М-,1978.
35
ности, консолидировавшим на европейском континенте на протяжении огромного исторического промежутка времени с античности вплоть до XVI-XIX веков все проявления прогрессивной рациональности.
Необходимо подчеркнуть специально особую роль древнегреческой философии в этом процессе, а, значит, и в развитии всей человеческой цивилизации. Именно эта философия поражает огромной внутренней духовной силой, позволившей впервые в истории поставить, теоретически сформулировать всю основную гамму проблем всеобщего универсального уровня, касающихся всех пластов, форм и типов бытия, и прежде всего бытия человека и бытия общества. В Древней Греции зарождаются и получают свое первоначальное развитие идеи, представления, концепции и области философского знания, позже превратившиеся в специальные дисциплины:
логику, онтологию, гносеологию, аксиологию, этику, эстетику, а также диалектику. Именно духовная мощь древних греков и полифония всеобщих проблем, вопросов, принципов, выдвинутых ими, оказали и продолжают оказывать огромное прогрессивное влияние на науку, на общество в целом.
Следует при этом иметь в виду, что «греческое чудо» внезапного возникновения и быстрого развития древнегреческой философии имеет глубокие и разнообразные причины и основания. Многочисленные исследователи достаточно полно изучили это явление10. Здесь же подчеркнем очень важное обстоятельство - древнегреческая культура мысли - философия -возникла как результат поразительного по глубине и силе синтеза собственно греческой духовной культуры и несметных духовных богатств целого ряда могущественнейших цивилизаций, существовавших одновременно с ней или же значительно раньше.
Греки были единственными, кто в силу своего особого местоположения в непосредственной близости от очагов других мощных культур и на пересечении оживленных морских торговых путей, а также благодаря уникальным преимуществам демократического политического устройства городов-полисов
См., например, Волков Г. У колыбели науки- М., 1971. 36
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.