Философия как уникальный феномен культуры, страница 19


мировоззрения. Долгий ряд столетий она так и пребывала в роли почтительного транслятора давно установленных древних истин, норм и правил поведения, направленных прежде всего на сохра­нение статус кво в государстве, на защиту интересов правящих династий.

Естествознание, испытывая трудности из-за отсутствия фун­даментальных мировоззренческих и методологических ориенти­ров, часто третируемое официальной идеологией, оставалось уделом исследователей-одиночек и искателей эликсира бессмер­тия. В этих специфических условиях богатство проблем филосо­фии осталось вне поля зрения многих и многих поколений китай­цев и их лидеров. Начавшиеся в современную эпоху процессы решительных преобразований в Китае свидетельствуют о пони­мании этого факта. И не случайно начало этим кардинальным преобразованиям положила исключительная по остроте общена­циональная дискуссия о значении и сущности традиционной и современной философии для будущего Китая20.

Следует заметить, что особенности существования и разви­тия философии в Китае и, в частности, ее суженное истолкование и применение являются типичными для всего Востока. И хотя рациональные учения на Востоке со стороны их тонкости, глуби­ны и смелости обобщений ни в чем не уступают европейской мысли, хотя зачатки научного знания (Египет, Вавилон), а также тысячелетние традиции философствования (Китай, Индия) опе­режают по времени Европу, все же именно европейской (гречес­кой) научной и философской мысли суждено было стать основой всего дальнейшего прогресса человеческой цивилизации.

Если возвратиться к главным целям нашего исследования, то следует подчеркнуть, что так далеко зашедшее противопоставле­ние западной и восточной культур и философских систем отно­сится к варианту деформации облика и содержания философии в

форме их неоправданного сужения. ***

Заканчивая краткий обзор наиболее типичных форм и прояв­лений неадекватного восприятия сути философского знания, его внутренней структуры и границ проблемного поля, следует доба-

20

См. История китайской философии. М-, 1989.

59


вить еще одно важное замечание. Большинство затронутых про­блем многими своими корнями уходит в существующую устарев­шую систему образования, которая по словам А-Тоффлера «фун­кционирует опасным образом», так как «то, что изучается в на­шей образовательной системе сегодня даже в лучших школах и колледжах, является безнадежным анахронизмом21. Это действи­тельно так. Кризис современной системы образования - это об­щепризнанная болевая точка современного общества и большая самостоятельная проблема, специальный анализ которой здесь не предполагается. Однако заметим, что очень существенным в пла­не исследуемых вопросов является уже не раз прозвучавший вывод многих ученых о том, что одним из первых шагов выхода из кризиса образования должно стать кардинальное переосмыс­ление места, роли и способов философского образования.

В действительности исторически возникшие типичные вари­анты деформированного восприятия философии так или иначе все же постоянно воспроизводятся сложившимися традициями преподавания. Происходит это в том случае, если обучение фило­софии ориентировано не на изучение главного в ее исторически богатом содержании, не на систематическое освоение того осно­вополагающего знания, которое крупица за крупицей концентри­руется в онтологии, диалектике, логике, гносеологии, социальной философии, этике и т. д. Нередко практикуется противоесте­ственно урезанное, укороченное, поверхностное знакомство с фи­лософией, при котором игнорируются как понимание логики все­мирно исторического развития философии, так и значение фило­софского знания в становлении мышления отдельной личности и многое другое. Иногда главным дирижером при составлении учебной программы по философии остаются региональные или национальные предпочтения, сложившиеся многие годы назад или же определенная более или менее быстро проходящая мода на то или иное философское учение, концепцию, теорию, имя. Таков, например, так называемый аналитический подход к пре­подаванию философии, распространенный главным образом в университетах Англии и Скандинавии. В таких условиях не­сколько поколений студентов, а, значит, и лидеров четко сориен-

А-Тоффлер. Футурошок. СпБ., 1997, с.324. 60