мировоззрения. Долгий ряд столетий она так и пребывала в роли почтительного транслятора давно установленных древних истин, норм и правил поведения, направленных прежде всего на сохранение статус кво в государстве, на защиту интересов правящих династий.
Естествознание, испытывая трудности из-за отсутствия фундаментальных мировоззренческих и методологических ориентиров, часто третируемое официальной идеологией, оставалось уделом исследователей-одиночек и искателей эликсира бессмертия. В этих специфических условиях богатство проблем философии осталось вне поля зрения многих и многих поколений китайцев и их лидеров. Начавшиеся в современную эпоху процессы решительных преобразований в Китае свидетельствуют о понимании этого факта. И не случайно начало этим кардинальным преобразованиям положила исключительная по остроте общенациональная дискуссия о значении и сущности традиционной и современной философии для будущего Китая20.
Следует заметить, что особенности существования и развития философии в Китае и, в частности, ее суженное истолкование и применение являются типичными для всего Востока. И хотя рациональные учения на Востоке со стороны их тонкости, глубины и смелости обобщений ни в чем не уступают европейской мысли, хотя зачатки научного знания (Египет, Вавилон), а также тысячелетние традиции философствования (Китай, Индия) опережают по времени Европу, все же именно европейской (греческой) научной и философской мысли суждено было стать основой всего дальнейшего прогресса человеческой цивилизации.
Если возвратиться к главным целям нашего исследования, то следует подчеркнуть, что так далеко зашедшее противопоставление западной и восточной культур и философских систем относится к варианту деформации облика и содержания философии в
форме их неоправданного сужения. ***
Заканчивая краткий обзор наиболее типичных форм и проявлений неадекватного восприятия сути философского знания, его внутренней структуры и границ проблемного поля, следует доба-
20
См. История китайской философии. М-, 1989.
59
вить еще одно важное замечание. Большинство затронутых проблем многими своими корнями уходит в существующую устаревшую систему образования, которая по словам А-Тоффлера «функционирует опасным образом», так как «то, что изучается в нашей образовательной системе сегодня даже в лучших школах и колледжах, является безнадежным анахронизмом21. Это действительно так. Кризис современной системы образования - это общепризнанная болевая точка современного общества и большая самостоятельная проблема, специальный анализ которой здесь не предполагается. Однако заметим, что очень существенным в плане исследуемых вопросов является уже не раз прозвучавший вывод многих ученых о том, что одним из первых шагов выхода из кризиса образования должно стать кардинальное переосмысление места, роли и способов философского образования.
В действительности исторически возникшие типичные варианты деформированного восприятия философии так или иначе все же постоянно воспроизводятся сложившимися традициями преподавания. Происходит это в том случае, если обучение философии ориентировано не на изучение главного в ее исторически богатом содержании, не на систематическое освоение того основополагающего знания, которое крупица за крупицей концентрируется в онтологии, диалектике, логике, гносеологии, социальной философии, этике и т. д. Нередко практикуется противоестественно урезанное, укороченное, поверхностное знакомство с философией, при котором игнорируются как понимание логики всемирно исторического развития философии, так и значение философского знания в становлении мышления отдельной личности и многое другое. Иногда главным дирижером при составлении учебной программы по философии остаются региональные или национальные предпочтения, сложившиеся многие годы назад или же определенная более или менее быстро проходящая мода на то или иное философское учение, концепцию, теорию, имя. Таков, например, так называемый аналитический подход к преподаванию философии, распространенный главным образом в университетах Англии и Скандинавии. В таких условиях несколько поколений студентов, а, значит, и лидеров четко сориен-
А-Тоффлер. Футурошок. СпБ., 1997, с.324. 60
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.