Философия как уникальный феномен культуры, страница 15


сведенное к определенному истолкованию существование. Фило­софия как понимание и объяснение индивидуального сознания, духовного мира отдельной личности -экзистенциализм; филосо­фия как деятельность по анализу обыденного и научного языка — позитивизм; философия как искусство и теория истолкования текста - герменевтика; философия как учение о духовном, боже­ственном первоначале бытия - неотомизм и т. д.

Как видим, абсолютное игнорирование масштабности про­блемного поля философии явилось той общей методологической основой, на которой «прорастал» тот или иной вариант ее дефор­мированного истолкования.

Именно по этой причине в массовом сознании нередко про­исходило отождествление всего богатейшего содержания фило­софского знания с одной единственной философской концепцией или школой, или даже отдельной философской личностью. Исто­рия насчитывает немало таких примеров, когда для многих по­колений людей в отдельных странах как бы пропадала, причем, очень надолго, из виду вся красочная пульсирующая и разнооб­разная панорама философских исследований, или они проживали жизнь, даже не подозревая о ее существовании. Это не могло не сужать, причем очень резко и основательно, горизонты их мыш­ления. Связано это с тем, что избираемая в качестве философско­го основания и ориентира для всей страны или ряда стран отдель­ная философская концепция, как правило, однозначно, часто -догматически, увязывалась с насущными социально-политичес­кими и экономическими преобразованиями, срастаясь при этом с интересами властных структур.

Отрицательное воздействие такой деформированной (хотя и исторически объяснимой) интерпретации философии резко усиливалось под влиянием жестких социально-политических режимов и порядков, когда она в таком ущербном виде вынуж­дена была выступать как единственная и обязательная для всех идеология.

Поразительно, но по земле прошагали свой жизненный путь многие поколения людей, в том числе многие поколения ли­деров, с абсолютным отождествлением в своем сознании фи­лософии и только конфуцианства, философии и только позити­визма, философии и только неотомизма, философии и только

51


марксизма, философии и только дзен-буодизма, философии и ...

Одностороннее понимание философии сильнее всего про­явилось как раз в XX веке, который дал ранее никогда в ис­тории не наблюдавшееся обилие форм ее ущербной интер­претации. Под натиском многих общественных потрясений, которыми изобиловало недавно закончившееся столетие, за­частую игнорировался тот факт, что философия для каждого нового поколения всегда сохраняет в качестве актуального свое классичекое содержание. Ее постоянная модификация, пополнение новым знанием, не отменяет и не заменяет это классическое содержание.

2. 3. 3. Особенности суженного истолкования философии в различных культурах, типах ментальности, стилях мышления. Дихотомия «Запад - Восток»

Восток - это Восток, А Запад - это Запад, И вместе они не сойдутся. Р. Киплинг(1865-1936)

Одним из вариантов обедненного, суженного истолкова­ния философии является и тот, который базируется на гипер­трофированном восприятии действительно имеющихся раз­личий между отдельными культурами, между различными ти­пами ментально сти. Наиболее известным в этом отношении является ставшее уже традиционным противопоставление Запада и Востока, а, значит, и противопоставление западной и восточной философии.

За этим неизбежно следует крайность - вывод о том, что подлинная философия это или только философия Запада, или только философия Востока.

Что самое существенное можно отметить в этой связи?

Идея противоположности Запада и Востока возникла еще в глубокой древности и была обусловлена реальными объек­тивными различиями в жизни европейцев и жителей других частей света. На разных этапах истории, прежде всего, в зави-

52