2.1. ФИЛОСОФИЯ КАК УНИКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют...
Декарт(1596-1650)
Философия... Даже одно только упоминание о ней вызывает у людей совершенно различную реакцию. Для одних ~ это мощный сигнал о самых главных смыслах любого явления и любого действия. Для других - это властный стимул обратиться к своему собственному, сокровенному духовному миру, его сильным и слабым, оптимистичным и трагичным граням. Для третьих - это 1егга тсо§ш{а - неведомая земля, что-то вообще малопонятное и малодоступное, удел немногих.
Так что же такое философия?
Большое количество публикаций и живое слово лекторов стараются ответить на этот вопрос. Учитывая заинтересованность и подготовленность аудитории, к которой обращена эта книга, отметим самое существенное в ракурсе поставленных задач.
В человеческой культуре философия возникает в VII-V веках до н. э. практически одновременно во всех основных очагах античной цивилизации - (Древняя Греция, Древняя Индия, Древний Китай) в сложных социально-политических и духовных условиях.
Основной причиной этой поразительной вспышки человеческой мысли была неотложная и всеобщая практическая потребность людей в новом, достоверном, истинном знании, которую не могли удовлетворить уже существовавшие длительное время мифологические и религиозные представления о мире.
Философия явилась принципиально новым, логически выдержанным и теоретически сформулированным типом миропонимания, сознательно опирающимся на рациональное осмысление и доказательное объяснение действительности.
философия изначально направила свои усилия на поиск истин всеобщего уровня и ясно определила свой собственный предмет исследования, отраженный в знаменитой формуле Аристотеля относительно «метафизики»3 - или подлинной, сокровенной, по его словам, «первой философии».
С точки зрения Аристотеля, философия в строгом смысле слова, в своем подлинном содержании - это особая область знания о всеобщих универсальных характеристиках бытия, о его первоосновах, первоначалах, первопринципах, о сущности вещей и процессов. Она призвана «высветить» такие вопросы и проблемы, которые затрагивают фундаментальные, всеобщие свойства, связи и отношения действительности, такой пласт бытия, который не может быть ни выявлен, ни объяснен конкретным знанием, при всей его значимости и практической полезности.
Философия это та смысловая плоскость, где исследуются отношения: «мир - человек», «материальное - идеальное (духовное)», «объективное - субъективное», «я - другой человек», «природа - общество», «истина - заблуждение», «покой -движение», «жизнь-смерть», «человек-общество», «конечное - бесконечное», «знание - невежество», «прекрасное -безобразное», «моральное - аморальное» и т. д.
Зададимся вопросом: может ли существовать успешная или вообще какая-либо деятельность людей без осмысления, понимания и учета на практике этих универсальных характеристик бытия? Ответ очевиден. Ни общество в целом, ни ка-
Акцентируем внимание на том, что термин «метафизика» выступает здесь как синоним термина «философия». Такая синонимичность этих терминов, прошла через всю историю философии и присутствует в современной культуре. Это особенно характерно для Европы XX века. Одновременно существует совершенно другое значение термина «метафизика» - как антидеа-лектического взгляда, подхода, метода. В этой книге термин «метафизика» употребляется в основном в первом значении.
кая-либо социальная общность (нация, государство, социальный слой, социальная группа), ни отдельный человек не могут избежать этого. За игнорирование или недооценку того объема знаний, который дает философия, люди всегда платят очень высокую цену.
Перечень всеобщих, пронизывающих всю действительность характеристик и вопросов можно и необходимо продолжить: что такое мышление, что такое сознание, сущность и явление, необходимость и случайность, свобода и ответственность, система и часть, а также выбор, отчуждение, идеал, цель, норма, мера, принцип...
Каждое поколение в целом и каждый человек в отдельности движимый жизненной необходимостью учится различать и различает индивидуальное и общее, реальность и иллюзорность, обыденное и исключительное, эгоизм и альтруизм, смысл и бессмыслицу. Чтобы эти утверждения не казались кому-либо хоть в какой-то мере абстрактными, вспомним, что любой человек из своего жизненного опыта и опыта других людей без особого труда может воспроизвести в памяти достаточно известные ситуации: безответственный политик, бессмысленная работа, врач без милосердия, учитель без морали, художник без принципов и идеалов, жизнь без смысла, жертвы без необходимости и т. п.
Знание об отмеченных и многих других феноменах и понятиях, их отражающих, и есть философия и ее не может заменить самая скрупулезная картина мира, представленная физикой, химией, биологией, юриспруденцией, психологией и другими науками и формами знания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.