Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 6

Поселения, центры ремесленного производства, обмена постепенно превращались в города.[20] Формирование многих из них происходило на местах старых городищ времен первобытного строя, вокруг княжеских крепостей, оборонительных пунктов.

Таким образом создавались Киев, Новгород, Полоцк, Ростов, Суздаль, Переяславль, Ладога, Псков, Чернигов, Смоленск, Любеч и т.д. Боварский географ IX века насчитывал их сотнями и называл страну наших предков страной городов - гардарики. Исследователь истории древнерусских городов М.Н.Тихомиров возникновение на Руси городов как центров ремесла и торговли относил к IX веку.[21]

В VI-IX веках у восточных славян происходил процесс разложения родоплеменного строя и образование классового общества. Появление и использование новых орудий труда, приемов земледелия способствовало тому, что ведение хозяйства становилось доступным не только коллективам - семейным общинам, но и отдельной небольшой семье.

Старые, патриархальные общины, состоящие из членов разных родов и племен, распадались. Их сменила территориальная или соседская община, в которой принципом объединения служило не родовое происхождение, а соседство поселения, необходимость решения общих вопросов о пользовании землей, лесом, лугами и т.д.

В этой общине возникла частная собственность, а моногамная семья, состоявшая из мужа, жены и детей, стала составной частью социальной клеточки общества - соседской общины. Однако этот процесс был длительным. Параллельно с территориальными общинами, - известными у восточных славян на юге под названием “вервь”, а на севере - “мир”, - продолжали еще существовать и большие патриархальные семьи.

Б.Д.Греков, анализируя “Русскую Правду”, другие документы, сделал вывод о переходе славян к классовому обществу: “...восточное славянство, как и все другие народы мира, пережило одни и те же этапы в своем развитии. Восточному славянству известен период родового бесклассового строя; в процессе его распада родовая община сменилась общиной соседской, рядом с которой существовала и большая семья. Если родовой строй в VIII-IX веках сохранился в пережитках, то к XI веку почти исчезли и эти следы”.[22]

Выделение племенной знати у славян произошло задолго до формирования феодальных отношений. Между отдельными семьями росло имущественное неравенство: кто имел больше скота, орудий труда, больше взрослых членов или патриархальных рабов, мог больше обработать земли, еще больше иметь скота и т.д.

К родо-племенной знати, богатым общинникам переходили земли разорявшихся общинников. Так постепенно из родо-племенной знати и богатых общинников формировались крупные землевладельцы, князья (первоначально именовались - племенные вожди), бояре, “княжи мужи”, а из свободных общинников - зависимые от них люди.

Славяне, как и германцы, арабы и другие народы, миновали в своем развитии рабовладельческий строй как формацию. Это произошло потому, что к периоду формирования классового общества у славян рабовладельческий строй у европейских народов уже перестал существовать.

Уровень развития производительных сил был довольно высоким и позволял получать прибавочный продукт феодалу при более мягкой форме эксплуатации, чем рабская. Успехи в развитии пашенного земледелия, использование усовершенствованных по тем временам сельскохозяйственных орудий, дальнейшее развитие ремесел стало несовместимо с широким использованием безынициативного рабского труда.

Следовательно, развитие земледелия, ремесел и торговли, возникновение городов, образование родо-племенной знати и богатых членов общин, появление частного землевладения и зависимого населения - все это подтверждало изменения в общественном развитии и создавало предпосылки для формирования государственных образований у восточных славян.

* * *

Известия о культуре восточных славян в VI-IX веках весьма ограничены. Представление о ней дают те сведения, которые сохранила земля, язык и письменность, появившаяся у них в классовом обществе.

В записанных позднее фольклорных произведениях можно выделить пословицы и поговорки, загадки и сказки, трудовые песни и предания, легенды, воплотившие народные представления о жизни наших предков.

Были накоплены определенные знания о природе. Например, система подсечного земледелия способствовала появлению восточнославянского земледельческого календаря. В нем год делился на лунные месяцы в соответствии с циклами сельскохозяйственных работ.

Немало знаний было накоплено о животном мире, о свойствах металлов и др. Прикладное искусство получило развитие. Для его характеристики большое значение, например, имеет клад, найденный в селе Мартыновка (Киевская область).[23]

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Их обычаи, обряды были связаны с первобытными представлениями людей о всемогущих силах, способных влиять на их жизнь и благополучие.

Такие представления, а также культовая практика весьма схожи у различных индоевропейских народов. Противопоставление неба земле, одухотворение огня, поклонение солнцу, луне, ветру, обожествление рек, источников, лесов и др. были характерны не только для славян, но и для греков, римлян, германцев, балтов.

У славян, например, представления о земной воде связывалось с небесной - дождем, о земном огне - с небесным, то есть с солнцем. “Мать сыра земля” - кормилица. Почитали и растения, деревья, зверей, птиц, что являлось пережитками тотемизма.

Березы, дубы считались священными, им приносились жертвы. Постепенно от почитания предметов славяне перешли к поклонению их духам. Так возник анимизм.

Славянское язычество на протяжении веков сформировало оригинальные, самостоятельные и самобытные черты, особенности - свой пантеон, который собрал божеств различных масштабов, кумиров различных племен.

Судя по рассказу “Повести временных лет”, князь Владимир за стенами Киевского княжеского двора поставил идолов, или кумиров, которым поклонялись древние славяне до крещения Руси в 988 году. Это были Перун, Хорс, Стрибог, Даждьбог, Симаргл и Мокошь.