Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 44

Другие замечания подчеркивали недопустимость расширения перечня таких целей. Выражалось сомнение о возможности содействия деятельности в сфере "физической культуры и спорта", а не в сфере "физической культуры и массового спорта", так как первое определение по сравнению со вторым позволяет относить к целям благотворительной деятельности и помощь профессиональным спортсменам.

Изначально авторы законопроекта предлагали расширить перечень действующих целей благотворительной деятельности в Московской области по сравнению с РФ в соответствии с Федеральным Законом при следующем условии: льготы, установленные Федеральным законодательством на цели, не предусмотренные таковым, не распространяются.

Это предложение исходило из того, что прерогатива установления дополнительных, по сравнению с федеральными, льгот, находится в компетенции Московской области как субъекта Российской Федерации.[197]

Следовательно, на цели благотворительной деятельности, установленные Законом Московской области "О благотворительной деятельности в Московской области" и не предусмотренные в Федеральном законодательстве, будут распространяться только гарантии и льготы, которые вправе установить соответствующие органы государственной власти Московской области.

В отечественной историографии благотворительная деятельность пока не стала предметом обстоятельного и комплексного историко-философского исследования. В продолжающейся дискуссии о понятийно-категориальном аппарате проблемы не выработано однозначного понимания ее социальной сущности.

Тем не менее социально-исторический анализ динамики исследований понятий, терминов синонимического ряда, тождественных семантических выражений и толкований дал возможность автору сформулировать собственное определение содержания понятия благотворительной деятельности предпринимателей, в котором выразить свое понимание ее сущности, роли и значения как целостного феномена социальных отношений, науки и практики.

По нашему мнению, она, характеризуя и выражая следующие сущностные социально-исторические критерии и слагаемые, является:

- особым видом общественных отношений, важным социальным институтом и исторически сложившейся формой проявления социальной активности, интегрирующей российскую культурно-историческую модель помощи. Основой существования благотворительной деятельности является наличие актуальных социальных проблем и выражение деятельного сочувствия и участия в их решении. Следовательно, социогенетически она обусловлена объективной реальностью и субъективными намерениями человека, имеет свою историю и соответствующую перспективу развития;

- социально ориентированной, бескорыстной, вызванной альтруистическим стремлением личности содействовать благу других людей из любви и сострадания к ним. Таким образом, она изначально несет в себе качества, преобразующие общество, представляет важный источник формирования различных новационных структур, видов и направлений социального жизненного процесса (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т.д.);

- некоммерческой, общественной деятельностью, базирующейся на принципах добровольности и общественной инициативы, социальным содержанием которой является помощь, защита, содействие объекту благотворительности на основе милосердия, альтруизма, признания прав человека;

- деятельностью, которая опирается на инициативу, творчество и социальную ответственность граждан, представляя собой необходимый элемент совершенствования гражданского общества и способ самореализации личности предпринимателя, а также - один из путей преодоления взаимообособленности и разобщенности в межличностных интересах при переходе к рыночной экономике.

Следовательно, главным, определяющим социальным критерием квалификации деятельности как благотворительной является наличие общественно-полезной цели - социального целеполагания.

Однако эта деятельность не может признаваться таковой, если она:

- противозаконна,

- служит для получения финансовой выгоды ее субъекту,

- имеет заданные мотивированные политические цели.

Разнообразие подходов в исследовании предметно-понятийных номинаций и их интерпретаций в социально-историческом контексте позволяют уточнить хронологию этапности отечественного благотворения. В периодизации этой проблемы отечественная историография не располагает единством отношения, позиции.

Ряд исследователей как дореволюционной,[198] так и современной[199] отечественной историографии определяют несколько этапов генезиса и эволюции проблем благотворительной деятельности. В целом и в авторской редакции основные этапы благотворительности России представляются таким образом:

I этап - до IX века - догосударственный (ранний) этап;

II этап - IX - конец XVII столетий - княжеско-церковный;

III этап - рубеж XVII - XVIII веков - до реформы 1861 года - государственный;

IV этап -1861 год - начало XX столетия - общественного, частного призрения.

I этап - до IX века - догосударственный (ранний) этап формирования и появления у восточных славян простейших форм помощи и взаимопомощи. Его социогенез связан с истоками первобытной культуры, возникновением потребности в поддержке, взаимовыручке, защите, зарождением соответствующего направления предметно-смыслового познания социальной реальности, его начальными, ранними стадиями развития.

Он синхронен славянскому язычеству, языческой общности, общинным нормам отношений, поведения, ценностей и характеризуется: культовыми видами помощи, расширением внутриродового социального пространства, общинно-родовыми формами поддержки, складыванием принципов взаимовыручки, отличающих соседскую общину.

Если в общинно-родовых отношениях оказание помощи было связано с сакральными традициями, обычаями отцов, дедов и воспринято княжеской властью еще до принятия христианства, то после крещения Руси в процессе социально-исторического развития эта проблема постепенно обогащалась опытом, традициями и новациями, связанными с активизацией связей с Византией, другим христианским миром и расширение сфер их влияния на Древнюю Русь.