Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 13

В зависимости от конфессиональных различий в догматах, обрядах, социально-исторических условиях, национальных традициях и т.д. деятельность церкви по претворению в жизнь идеала милосердия имела свои особенности. Исследование благотворительной деятельности церкви затрудняется также и тем, что она является социальным институтом, который сам существует на пожертвования. Поэтому доходы церкви, прежде всего, предназначены для укрепления культа и официально не афишируются.

Известно, что еще в общинах первых христиан имущество, помимо личных вещей, считалось коллективным. Тогда и сложился обычай помогать в тяжелые дни нуждающимся братьям и сестрам не только духовно, но и материально, используя взносы в фонд общины. “К своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных: милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли “драгоценным сокровищем церкви”. Святым делом считалось у христиан и освобождение раба”.[59]

Первое богоугодное заведение на Руси для нищих и старцев появилось в Переяславском Троицком монастыре в начале XVI века. Впоследствии Петр I использовал и узаконил этот опыт, предписывая специальным указом создавать богадельни.[60]

В России при каждом монастыре существовали странноприимные дома, которые не только размещали паломников, но и функционировали как бесплатные гостиницы круглый год. Во время постов для нищих повсеместно устраивались обеды в приходах. К традиционным видам благотворительности можно отнести церковноприходские школы для бедных, монастырские больницы, сестричества и братства, члены которых бескорыстно работали в городских больницах и т.д.

Милосердие на Руси всегда считалось делом святым. Канонизированные в ранг святых, личности являли выдающийся пример любви к человеку. Одним из ярких феноменов, раскрывающих смысл православного понимания благотворительности, является деятельность святого отца Иоанна Кронштадтского (1829-1908 гг.) и созданного по его инициативе и при его поддержке Андреевского приходского попечительства в Кронштадте.

Известно, что православные России почитали протоиерея Иоанна за дар исцеления молитвой. Но не только это привлекало к нему людей: он был необыкновенно отзывчивым человеком.

К нему шли исповедоваться в самых тяжких грехах. “Люди, которым некуда было обратиться, которым грозил голод, исключение из учебного заведения, выселение из квартиры и, вообще, нуждающиеся материально, стремились к о. Иоанну и получали от него скорую помощь”.[61]

Избавляя людей от нищеты, воскрешая их дух, отец Иоанн возрождал их к жизни. Заботливым, искренним, неравнодушным ни к радости, ни к горю ближнего запомнили его современники. Он стал воплощением милосердного отношения к человеку.

Сам святой Иоанн Кронштадтский объяснял чудо исцеления чудесной природой самой храмовой службы и тем, что всегда жил по заветам Христа. Деньги своих почитателей считал жертвой Богу, поэтому и распределял по-божески, во спасение конкретного человека.

Пожертвования храму и плату за исполнение он почти полностью раздавал нуждающимся. Именно за это бескорыстие любили отца Иоанна и складывали о нем легенды. Различные светские благотворительные общества приглашали его служить молебны, зная, что авторитет отца Иоанна привлечет многих верующих.

Эти акции не раз спасали от голода простых людей. По инициативе “дивного пастыря русского народа” в Кронштадте был создан Дом Трудолюбия. Городской люд, - нищие, бездомные, калеки, - получали в нем работу и приют. Тысячи бедняков с его помощью смогли выбраться из беспросветной нищеты.[62]

“Любовь покрывает все” - писал в своих “Кратких наставлениях и изречениях” преподобный Амвросий, знаменитый оптинский старец. - И добро ближним должно делать не только движимым долгом, но и - по влечению сердца.[63]

По словам иеромонаха из Оптиной пустыни, если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога, почему на неблагодарных людей не должно обращать никакого внимания. Иначе говоря - благие дела делаются не в ожидании ответного блага, и даже “не за спасибо”, а просто - во имя благого дела.

И ныне, по мнению настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Евлогия, “реставрация монастыря осуществляется в значительной мере руками паломников. Так, летом 1989 года здесь трудились 120 рабочих и 250 паломников”.[64]

Один миллиард двести тысяч рублей в качестве добровольных пожертвований на воссоздание храма Христа Спасителя собрано только в Восточном административном округе Москвы в 1996 году. Здесь же, “начиная с прошлого года, - сообщала в мае 1997 года газета “Сокольники”, - в этом деле приняло участие около 100 предприятий и организаций различных форм собственности, а также частные лица. 24 из них получили свидетельства о внесении пожертвований”.[65]

Социальным следствием такого непосредственного участия многих людей в благом деле является не только восстановление уникальных историко-культурных памятников и святых для православных мест, но и увеличение числа людей, которые задумываются о своем существовании, своей пользе обществу, необходимости нравственного очищения. Ибо творение благого дела необходимо не только ближним, но и самому, творящему благо.

Русскому народу испокон веков была близка бескорыстная помощь страждущим. Не зря на Руси считалось смертным грехом красть у больных, убогих, немощных и слабых.

Вот почему народом было построено много церквей святых Космы и Даминиана, - врачей-бессребренников, - оказывавших бескорыстную помощь всем страждущим. В Москве сохранилась и поныне действующая церковь Космы и Даминиана в Столешниковом переулке.

Идеи христианского православия способствовали сохранению народной самобытности, духовного единства наших предков. Веками они оказывали большое влияние на развитие и приумножение характерных для русского народа человеколюбия и милосердия. В этом длительном историческом процессе, связанным с развитием общества, совершенствовались, обогащались новым содержанием и формы проявления христианской благотворительности.