Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 51

В пореформенных условиях капиталистической модернизации российского общества положение кардинально изменилось, что объяснялось прежде всего теми социальными изменениями, которые происходили внутри самого предпринимательского слоя.

Образовательный прогресс, наращивание и совершенствование профессиональных качеств постепенно сформировали необходимые социальные предпосылки перехода элитного предпринимательского ядра от исполнения попечительских обязанностей в некоторых учреждениях, организациях к качественно иному более высокому уровню подхода и разрешения актуальных проблем помощи бедному населению страны. По размерам и масштабам пожертвований в лидерах было купечество - здесь ему не было равных.

Политика российского самодержавия оказывала заметное влияние на развитие исследуемого социального явления. Состояние законодательной базы, регламентирующей благотворительную деятельность, практики взаимоотношений властей с филантропическими организациями на основе изучения и привлечения широкого круга источников показывает непоследовательность и противоречивость позиции самодержавия в этом деле.

Терпимо относясь к общественной благотворительности, поощряя отдельные ее виды и формы, царское правительство предоставляло некоторые льготы и преимущества благотворительным учреждениям. Вместе с тем, оно стремилось компенсировать допущенные уступки общественной инициативе усилением полицейского надзора за частными благотворительными обществами, жесткой регламентацией их деятельности, стремлением направить благотворительное движение в необходимом ему направлении.

С учетом этого в процессе реализации предпринимательского благотворения можно выделить следующие характерные социальные тенденции:

- достаточная эффективность производимых в муниципальных рамках вложений. Их основная, большая часть была реализована в благотворительные заведения за период от одного года до шести лет: для богаделен, приютов, вклады городу на благотворительные нужды недвижимости. При этом время реализации сокращалось, так как главным заказчиком являлся сам благотворитель-предприниматель. Непосредственно под его контролем, например, выполнение строительных работ происходило быстрее, рациональней, экономичней;

- минимальными сроками, - от одного до нескольких месяцев, - отличалась реализация средств жертвователей на стипендии и кровати, а также для образования благотворительных капиталов. Особенность этого вида благотворения заключалась в том, что практически отсутствовала, объективно исключалась бюрократическая волокита на уровне городского управления;

- в наименьшие сроки, - менее одного года, - осуществлялось претворение пожертвований на уровне участковых попечительств о бедных. В зданиях благотворительных учреждений строительство или обустройство происходило вскоре после учреждения городскими властями решения о создании нового социального заведения и отвода для этого, - в случае новостройки, - участка городской земли;

- в ходе пореформенной модернизации страны благотворительная деятельность предпринимателей способствовала их выдвижению на авансцену социальной жизни России. Учитывая нежелание государственных структур допускать предпринимателей к определению и решению стратегических, ведущих социально-экономических проблем Российской империи, представители торгово-промышленного делового мира претворяли свою социальную активность участием в работе муниципальных институтов и общественных объединений;

- изменения в развивающемся гражданском сознании постепенно становились адекватными, сопровождались идейно-организационным обновлением предпринимательской благотворительности. Молодые представители российской элиты предпринимателей видели в благотворительной деятельности современный жизненный стандарт - социально-обусловленный этический стереотип поведения. В конце XIX - начале ХХ веков благотворение превратилось в значимую часть социальной практики прежде всего ведущих деловых кругов, нередко опережая или совпадая, например, с их депутатством в городской думе;

- существенные изменения происходили в динамике социального статуса предпринимателя: повышался его образовательный уровень, совершенствовались не только профессиональные, практические навыки, но и культурные, этические принципы, приобретенные в процессе благотворительной деятельности. Все это позволило интеллектуальной элите делового мира в начале ХХ столетия выйти на передовую, лидирующую роль в мире науки, искусства, социального развития нашей страны.

Основой феномена предпринимательского благотворения в Российском государстве явился комплекс ряда социально-экономических, этических факторов, апогеем в эволюции которых стал конец XIX - начало ХХ веков. Являясь важным направлением социальной практики, благотворительность во второй половине XIX - начале ХХ столетий явилась одной из доминант коллективной (групповой) самоидентификации предпринимателей.

В современных условиях концепция социальной ответственности преемственно становится идейной основой благотворительной деятельности предпринимателей России. Их формирующаяся идеология вступает в противоречие с психологическими стереотипами поведения, опосредованными традиционными ценностями, нормами, представлениями.

Это связано с тем, что предпринимательство и рыночные отношения неоднородны по своему ценностному смыслу и бизнес, подчиняясь лишь фактору прибыльности, может игнорировать общественные интересы.

Объективная необходимость гармоничного сочетания частнокапиталистических и общественных интересов вызвала к жизни постановку проблемы социально-этической ответственности бизнеса перед обществом, где основным регулятором становится общественное мнение, в котором утверждаются принципы и примеры социально ответственного цивилизованного предпринимательства.

В таком обществе этичность бизнеса и добровольный отклик на социальные проблемы становится компонентом коммерческого преуспевания.