Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 59

[127] См.: Сборник справочных сведений о благотворительности в Москве. - М., 1901. - С.IV.

[128] См.: ЦИАМ. - Ф. 3, оп. 4, д. 3803, л. 5 об.

[129] См.: РГИА. - Ф. 1290, оп. 5, д. 178, л. 29 об. - 30.

[130] См.: ЦИАМ. Ф.143, оп.1, д.166, л.38-39.

[131] См.: Г-ъ Д. Роль частных пожертвований в начинаниях Московского городского управления.// Известия Московской Городской думы. 1907, №1. Январь. - С.33-34.

[132] См.: Городские учреждения, основанные на пожертвования Московскому городскому общественному управлению в 1863-1904 гг. - М., 1906.

[133] См.: Городские учреждения, основанные на пожертвования Московскому городскому общественному управлению в 1863-1904 гг. - М., 1906. - С. 464-470.

[134] См.: Государственная роспись доходов и расходов на 1900 год. Приложение. - С-Пб., 1900. - С.64, 133, 134, 137, 141, 143, 144.

[135] См.: Тетерина Т.Д. Исторические аспекты возникновения социальной работы в России. // Теория и практика социальной работы. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь, 1994. - С.29-32.

[136] См.: Духовской М.В. О личной деятельности в общественной благотворительности. Публичная лекция. // Детская помощь, 1887, № 4. - С.118.

[137] См.: Бурышкин П.А. Москва купеческая. - Нью-Йорк, 1954. - С.148.

[138] Речь идет об Алексеевской психиатрической больнице. Ныне - это психиатрическая больница № 1 им. П.П.Кащенко.

[139] См.: ЦИАМ, ф. 16, оп. 83, д. 61, л. 5.

[140] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. - С.607.

[141] См.: Молчанов В.Ф. Благотворительность и меценатство в России: основные тенденции и характерные особенности (Х - начало ХХ вв.)// Многоликая история. - М., 1997. - С.199.

[142] См.: Темникова Л.А. Социальная поддержка и благотворительность в России от Владимира Мономаха до наших дней.// Ученые записки. №1. - М., 1996. - С.135.

[143] Отчет костромского общества “Помощь детям” за 1908 г. - Кострома, 1909. - С.24-25.

[144] Там же. - С.39.

[145] См.: Павлова Т.В. Благотворители. // Памятники Отечества, 1991, № 1. - С.82-86.

[146] См.: Рощевская Л.П. Благотворительная деятельность тюменского купечества. // Российское купечество от средних веков к новому времени. - М., 1993. - С.93-96.

[147] Русские очерки. Т. III. - М., 1956. - С.79.

[148] См.: Сибирский наблюдатель. Кн. 5. - Томск, 1903. - С.46, 112.

[149] См.: Егоров Я.В. Новая выставка в Алтайском краеведческом музее. // Алтайский сборник. Выпуск XIV. - Барнаул, 1991. - С.90-91.

[150] Темникова Л.А. “Собирал для своей страны...”// Ученые записки. №3. - М., 1997. - С.142.

[151] Следствием раскола русской православной церкви, происшедшего в середине XVII века, стало одновременное существование на протяжении трех столетий двух русских православных церквей: официально признанной и старообрядческой. В отличие от последней, приверженцы которой подвергались преследованиям и гонениям, официальная православная церковь имела значение государственной и господствующей в пределах Российской империи.

Однако несмотря на все попытки, предпринимаемые как светскими, так и духовными властями для пресечения деятельности старообрядчества, оно не только не прекратило своего существования, но продолжало развиваться и активизироваться. К середине XIX столетия число его сторонников выросло до 12 миллионов человек, что составляло 1/8 часть всего населения страны (См.: Мельников П.И. Раскольники и сектанты в России.// Исторический вестник. - М., 1885. - Кн. VII. - С.60.). Влияние староверов распространялось на все сферы экономической, политической и общественной жизни России.

Москва являлась центром всего русского старообрядчества. Здесь с XVIII века существовали две общины старообрядцев: Рогожское кладбище (поповцы) и Преображенское (беспоповцы), где рассматривались все основные вопросы старообрядческой жизни, принимались решения, которые распространялись по всей стране, координировались действия раскольников.

В Московской губернии распространение раскола было крайне неравномерным. В отдельных уездах, - Серпуховский, Рузский, Подольский, Звенигородский и др., - его сторонники исчислялись несколькими сотнями, а в других, - Богородский, Бронницкий, Коломенский, Московский, - несколькими тысячами человек. В итоге получалась картина, в миниатюре соответствующая распространению старообрядчества на территории Российской империи: имелись губернии более подверженные влиянию идей раскола, - Нижегородская, Ярославская и т.д., - и губернии, в которых это влияние практически не ощущалось. Следствием этого являлось постоянное внимание со стороны правительства к состоянию старообрядчества в Москве и Московской губернии.

Центром социальной работы у старообрядцев, - в отличие от официального православного, - была община, где сложилась соответствующая этика и организовывалась поддержка больных, бедных, неимущих, определявшаяся этическими представлениями старообрядцев и соблюдаемыми ими христианскими заповедями. Эту работу не следует отождествлять с образом жизни общины: здесь, в отличие от официальной православной общины, роль личности, конкретного человека была значительно шире. Потому к понятию социальная деятельность старообрядчества логично отнести как частную предпринимательскую благотворительность, так и общественную, политическую деятельность членов общины.

[152] Стадников А.В. Социальная политика московского старообрядчества (конец XIX - начало ХХ вв.). (На примере общины Рогожского Богадельного Дома) // Ученые записки. №3. - М., 1997. - С.9.

[153] Ершова О.П. Документы по истории старообрядчества XIX в.// Историография, источниковедение Отечественной истории. - М., 1993. - С.142.