Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 46

- по мере ограничения властных церковных функций, секуляризации церковных земель[203] государство сосредоточивало в своих структурах обязанности и работу по контролю сферы благотворения. В таких условиях произошло образование и эволюция новых подходов, например, так называемого “остаточного принципа”, к решению актуальных социальных вопросов, были определены основы государственного и общественного призрения;

- Петр I (1689-1725 гг.) осуществил комплекс актуальных мер по государственному регулированию социальных конфликтов, заложил базисные начала государственного общественного призрения. Их главными направлениями стали:

а) более четкое определение и расширение категорий россиян, лишенных средств к жизни, что нашло отражение, например, в его указах 1712[204] и 1724[205] годов. Первый был посвящен решению проблемы устройства в губерниях страны "госпиталей" для увечных и престарелых, не имеющих возможности искать себе пропитание трудом, а во втором - впервые ставился вопрос об организации переписи призреваемых с целью упорядочения работы с различными представителями, видами. Социально дифференцированное отношение к новым разрядам нуждающихся выражалось в том, что, например, различные меры призрения адресовались военным за длительную службу, особые заслуги: предлагалась пенсия или инвалидное содержание. Определилось четкое и весьма прагматичное нравственное отношение к умалишенным - как к бесполезным и опасным членам российского общества;

б) организация борьбы с нищенством, сочетаемая с репрессивной политикой "вразумляющего принуждения";

в) изданием 1 февраля 1720 года указа о строительстве в Москве госпиталя для "зазорных" (незаконнорожденных) детей, Петр Великий одним из первых среди русских государей таким образом принял участие в их судьбе. Ранее, - в 1706 году близ Новгорода, - был открыт первый в России приют для детей. На его содержание император выделил средства, получаемые с монастырских вотчин. В последующем он повелел учредить в городах госпитали для незаконнорожденных, а затем и общие сиротские дома. Образованная при нем система централизованного и местного управления призрением включала следующие основные структуры:

1) центральные органы, представленные Патриаршим и Монастырским приказами, с 1712 года - Святейшим Синодом, а с 1724 года - Камер-конторой;

2) помещики - во владельческих селениях;

3) старосты и сотские - в селениях со свободным населением. Продолжался поиск создания новых источников финансирования общественного призрения - это увеличение сбора венечных денег; контроль за продажей восковых свечей; "установление вычетов" из жалования на госпитали; обучение монахинь ремеслам и обращение получаемых средств на общественные, а не личные нужды; сбор подаяний при церквах на госпитали; сбор штрафных денег с раскольников.[206]

Характерно и знаменательно главное намерение Петра I по ограничению роли церкви в социальной политике России: государственным светским структурам, - городским и губернским магистратам, финансовому ведомству, в деревнях - помещикам, на свободных землях - старостам, - было передано призрение бедных и немощных. Тем не менее в эпоху петровских реформ, как и при его преемниках, не приходится говорить о сколько-нибудь действенной государственной системе социального призрения и обеспечения. Объективные условия для реорганизации всей социальной сферы начинают складываться только во 2-ой половине XVIII столетия;

- послепетровская эпоха отмечена продолжением преемниками Петра I его социального курса, прежде всего, на преследование нищенства. Пожалуй, как социальный "нонсенс"- новацию того времени можно выделить в деятельности Петра III (1760-1762 гг.) впервые объявленую им заботу о судьбе умалишенных: он распорядился о строительстве для них специальных домов. Происходила дальнейшая трансформация - эволюционное оформление административно-государственных схем, подходов к общественному и частному призрению в соответствующую систему как более цивилизованную форму благотворительности. Ее ведущими социальными слагаемыми являлись: формирование государственного патронажа - территориальных институтов помощи, поддержки нуждающихся, контроля этой деятельности, организация конкретных адресных социальных мер среди различных групп и слоев населения, создание основ законодательного механизма упорядочения, регулирования отношений между общественными и частными институтами защиты, призрения, отдельными субъектами, категориями населения и государством, начало складывания государственной социальной политики, - ко 2-ой половине XVIII века, - направленной на охрану сословных привилегий высших слоев общества и на помощь обездоленным. Происходил постепенный переход от нищелюбия к более действенным формам, методам помощи призреваемым.

В процессе зарождения государственных форм призрения создавались различные социальные учреждения. Среди них условно можно выделить два основных вида - это открытое призрение (назначение и выдача пособий, пенсий, раздача "кружечных" денег, обеспечение профессией, земельными наделами и др.) и закрытое (аптеки и богадельни, больницы и дома для неизлечимых больных, дома работные, инвалидные, служебные, смирительные, сиротские, народные школы и приюты);

- при Екатерине II (1762-1796 гг.) в стране создаются государственные структуры по организации и управлению социальными учреждениями, принимаются новые законодательные акты. Принципиальное значение имели принятые 7 ноября 1775 года "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи", которыми впервые законодательно устанавливалась, - на 100 лет раньше, чем в Америке, - государственная система общественного призрения "для всех гражданских сословий", предусматривалось образование приказов общественного призрения в 33 губерниях под председательством гражданских губернаторов, дворянской опеки, сиротских судов. Являясь институтом поддержки и контроля, приказы общественного призрения занимались организацией школ, сиротских домов, аптек, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, сумасшедших, работных домов, где бедные могли заработать на пропитание, смирительных домов для исправления порочных людей.[207] На каждую губернию выделялось 15 тысяч рублей из государственной казны: умножить этот капитал призваны были пожертвования, поощряемые императрицей. Вводились сословные разряды: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Каждое сословие на правах самоуправления обязано было заботиться об организации помощи своим нетрудоспособным членам.