Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 57

[62] См.: Климова С.В. Христианский смысл милосердия // Благотворительность и милосердие. - Саратов, 1997. - С.84-85; РГИА. Ф.1574, оп.2, д.108, л.81-82.

[63] Житие и наставления преподобного Амвросия, старца оптинского. - М., 1990. - С.35-36.

[64] Бай О. Оптина пустынь. Попытка понимания. // Неделя, 1990. - № 33. - С.15.

[65] Сокольники, 1997, май, № 4/128. - С.1.

[66] Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995. - С.10.

[67] О общественном призрении в России. - СПб, 1818. - С.22.

[68] Бадя Л.В., Демина Л.И. и др. Исторический опыт социальной работы в России. - М., 1994. - С.10.

[69] См.: Аргументы и факты, 1997, № 12. - С.1.

[70] Ключевский В.О. Добрые люди древней Руси. // Антология социальной работы. Т. 1. - М., 1994. - С.112.

[71] Об общественном призрении в России. - С-Пб., 1818. - С.29.

[72] Встречаются различные варианты написания имени святой: Юлиания, Иулиания, Ульяния, Улиания и др.

[73] Не сохранилось сведений о том, была ли осуществлена официальная канонизация Юлиании, однако уже в первой половине XVII в. она почиталась как святая служением молебнов в селе Лазареве и за его пределами (Евгений, еп. О церковном прославлении и почитании св. праведной Иулиании Лазаревской: (Исторический очерк). - Муром, 1910. - С.5-10.)

[74] Ключевский В.О. Добрые люди древней Руси. 2-е изд. - М., 1896.

[75] См.: Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. - М., 1975. - С.117-148; Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века. - Л., 1985. - С.38-46.

[76] Житие Юлиании Лазаревской (повесть об Ульянии Осорьиной). Исследование и подготовка текстов Т.Р.Руди. - Санкт-Петербург, 1996. - С.9.

[77] Ключевский В.О. Добрые люди древней Руси. - С.14.

[78] Там же.

[79] Ключевский В.О. Добрые люди древней Руси. // Социальная защита, 1991, № 7. - С.67-68.

[80] Стоглавым собор назывался по числу рассмотренных, - сто, - различных вопросов развития церкви и государства.

[81] О общественном призрении в России. - С-Пб., 1818. - С.16.

[82] Многоликая история. - М., 1997. - С.193-194.

[83] См.: Мещанинов И.В. О нищенстве в России и о способах борьбы с этим явлением.// Первый Всероссийский съезд деятелей по общественному и частному призрению. - СПб., 1910. - С.406.

[84] Домострой. - СПб., 1891. - С.8; Многоликая история. - М., 1997. - С.194.

[85] О общественном призрении в России. - С-Пб., 1818. - С.23; Бадя Л.В., Демина Л.И. и др. Исторический опыт социальной работы в России. - М., 1994. - С.9-10.

[86] См.: Полное собрание законов Российской империи. - В 55 т. - СПб, 1830-1884. - Т. III, IV, V, VI, VIII.

[87] См.: О общественном призрении в России. - СПб, 1818. - С. 39; Бадя Л.В., Демина Л.И. и др. Исторический опыт социальной работы в России. - М., 1994. - С. 10.

[88] См.: Ученые записки. - М., 1996. - №4. - С.134.

[89] Бадя Л.В., Демина Л.И. и др. Исторический опыт социальной работы в России. - М., 1994. - С. 11-12.

[90] См.: Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 1993. - С.18.

[91] Бадя Л.В., Демина Л.И. и др. Исторический опыт социальной работы в России. - С.13.

[92] Ученые записки. - М., 1996. - №4. - С.136.

[93] См.: О общественном призрении в России. - СПб, 1818. - С.72-73, 77.

[94] См.: ПСЗ. 1-е собр. - СПб, 1830. - Т. ХХ. - № 14392. - С.271; Архангельский В.М., Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. - М., 1993. - Книга 3. - Лекции I, IX, XX, XXXI.

[95] См.: Благотворительные учреждения России. - СПб, 1912. - С.1.

[96] Бецкой Иван Иванович (1704-1795 гг.) - один из самых образованных людей тогдашней России, побочный сын генерал-фельдмаршала И.Ю.Трубецкого. Получил “преизрядное учение” в Копенгагене, Париже, посещал “светские салоны, свел знакомство с энциклопедистами и путем бесед и чтений усвоил себе модные идеи”. В России серьезно занимался проблемой воспитания. С марта 1763 г. - директор Академии художеств, при которой устроил воспитательное училище, а в сентябре по его предложению и плану решено было открыть в Москве Воспитательный дом “для младенцев, лишенных родительской ласки”, подкидышей. В 1770 г. такой же дом был открыт в Петербурге. Его педагогическая система основывалась на воззрениях Локка, Руссо, Гельвеция, была достаточно эклектична и утопична. Вместе с императрицей стремился “создать новую породу людей”.

[97] См.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - Т. XXV. - СПб, 1898. - С.174.

[98] О общественном призрении в России. - СПб, 1818. - С.104.

[99] Различалось два типа призрения: закрытое - в приютах, гошпиталях, богадельнях, инвалидных, смирительных, сиротских домах, народных школах, больницах и т.д., и открытое - вне заведений (пенсии, пособия, кормовые деньги, обеспечение землей, профессией и промыслами, раздача “кружечных” денег и др.).

[100] Проведя в 1764 году секуляризацию церковного землевладения, Екатерина II лишила доходов монастыри и архиереев. Часть средств использовалась приказами общественного призрения на содержание духовных училищ, госпиталей, инвалидных домов, других социальных заведений.

[101] См.: Бадя Л.В., Демина Л.И. и др. Исторический опыт социальной работы в России. - С.21-22.

[102] См.: Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной истории: национальный опыт и вклад в цивилизацию. // Россия в ХХ веке. Историки мира спорят. - М., 1994. - С.86.