Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 26

По предъявлению талонов на сумму не менее 50 копеек в кассу Комитета при Городской Управе в часы занятий, таковые оплачиваются...”[119]

Весьма серьезно и ответственно к делу помощи семействам военнослужащих отнеслись городские власти города Радомысль, где волостная Народная управа совместно с министерством финансов под обеспечение кредита Государственного банка размером 3.500.000 рублей выпустили контрамарки достоинством 3, 5, 10 и 20 рублей.

На них сообщалось, что “Этой контрамаркой жена солдата... (или по ее доверенности) платит как полноценными деньгами... Продовольственные Управы, Земельные комитеты, потребительские, общественные и частные лавки обязаны отпускать по контрамаркам товары; сельские власти обязаны за эти контрамарки давать подводы под дрова и т.п. Эти контрамарки, взамен денег, обязаны принимать также все.

Контрамарки обмениваются на деньги Волостною Народной Управой из тех сумм, которые отпускаются казной на пайки семьям военнослужащих. Волостное Казначейство гор. Радомысля принимает контрамарки как полноценные деньги по всем взносам и платежам” (см.: Приложение. Рис.12).

Нередко помощь нуждающимся оказывалась в виде марок и талонов на получение продуктов питания. Например, для столовой при Тульском работном доме выпускались благотворительные талоны на “одно блюдо без хлеба” стоимостью 3 копейки (см.: Приложение. Рис.7), а студенты Василеостровского коммерческого училища в Петрограде имели возможность получить марку “на 1 стакан чаю с сахаром” (см.: Приложение. Рис.8).

Известно, что и военнослужащие, в свою очередь, организовывали помощь населению, пострадавшему от военных действий. Так, в Ялте ими было создано благотворительное общество, которое в рамках попечительства о семьях жертв гражданской войны выпускало разменные марки достоинством 50 копеек, 1 и 3 рубля, предназначенные для использования в кафе “Чашка чаю”.

Активность в выпуске собственных благотворительных денег проявляли существовавшие в то время общества борьбы с алкоголизмом. Благовещенским “Обществом трезвости” были выпущены “талонные карточки” достоинством 5, 10, 20 копеек, 1, 3, 5, 10 рублей (см.: Приложение. Рис.9); центральная столовая житомирского “Городского попечительства о народной трезвости” выпустила марки на 10, 20, 30 и 50 копеек, а муромское “Предтеченское общество трезвости” - марки в 1 копейку, которую можно было обменять на “пищевые продукты в чайной у Семагина и в лавке Смолянинова” (см.: Приложение. Рис.10).

Следовательно, при достаточно надежном обеспечении под имущество и финансовые фонды благотворительных учреждений, а в ряде случаев и под кредиты Государственного банка, деньги милосердия использовались в качестве платежных средств не только в этих учреждениях, но и за их пределами как полноценные денежные знаки, имевшие хождение в пределах соответствующих городов и даже уездов.

Благотворительная деятельность российского общества продолжалась и в первые годы Советской власти. Однако в дальнейшем она была постепенно свернута.

Объединение усилий частной благотворительности и общественного призрения на практике помогало воплощению оптимальной модели организованного общественного попечения о бедных, давало конкретные результаты, подтверждало эффективность социальной помощи, оказываемой населению страны.

В условиях децентрализации социального призрения и его материального обеспечения, апробации и реализации новых принципов и форм социальной помощи, ее индивидуализации люди сами нацеливались на максимальное использование своих внутренних ресурсов в решении собственных проблем.

Этому способствовала социально-историческая преемственность в восприятии, совершенствовании и развитии богатейших национальных традиций милосердия, которые сформировались на основе сочетания гуманистических устремлений, жизненных целей отдельной личности с интересами и усилиями частных, общественных и благотворительных организаций Российского государства.

На рубеже XIX-XX веков, особенно с начала ХХ столетия, частная благотворительность становится стержневой в отечественной модели социальной деятельности.

* * *

Таким образом, социальный феномен благотворения, как способность к состраданию, был известен нашим предкам еще в дохристианскую пору, когда условия и образ жизни языческой общности вызвали появление изначально простейших форм поддержки и защиты людей.

На протяжении веков, - по мере складывания и совершенствования государственности, предпринимательства, духовности российской, - продолжалось формирование традиций милосердия, которые явились основой благотворительности, родившейся из стремления помочь “бедным, дряхлым, хворым, неимущим”.[120]

В нашей стране она не являлась случайным явлением, привнесенным извне, так как имела свои социальные истоки, давние исторические традиции. Важнейшим социальным критерием этого феномена, по нашему мнению, следует считать - целенаправленную заботу и помощь конкретному человеку, который по различным субъективным или объективным обстоятельствам и причинам не смог создать для себя необходимые условия для выживания и жизнедеятельности.

Опыт социальной истории России убеждает в том, что одна из ведущих, определяющих особенностей национального характера россиян - в оказании помощи, содействии нуждающимся, проявлении к ним милосердия и сострадания. Это стержневое качество обусловило социальный характер и содержание российского благотворения, его национальное своеобразие.

Оно состояло в том, что параллельно с государственной, церковно-монастырской благотворительностью шло становление и развитие общественной и частной благотворительности.

Новое духовное содержание благотворительным деяниям придало христианское учение о всеобщей любви к ближнему, милосердии, равенстве все перед богом. Церковь с объединяющей идеей любви к ближнему открыла славянскому сознанию откровения бытия, связанного с милосердием.[121]

Вместе с церковно-монастырским и нарождающимся государственным призрением на Руси было распространено частное благотворение. Помимо раздачи милостыни и устройства трапез для нищих, состоятельные люди чаще всего делали вклады, - землей или деньгами, - в монастыри, на строительство церквей, часовен, трапезных и т.д.