Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 32

Ретроспективный анализ социального состава предпринимателей-благотворителей позволяет сделать вывод о наиболее высокой степени доверия к городскому управлению со стороны молодого поколения предпринимательской элиты, и прежде всего потому, что они сами или члены их семей имели непосредственное отношение к решению судеб города.

Этот вывод следует из результатов социального анализа группы молодых филантропов из 13 человек, чей возраст на время первого пожертвования не превышал 40 лет. Для них характерна принадлежность к центральной, основной части торгово-промышленной элиты. Все они по большей части имели не менее, чем столетние купеческие родословные, а 11 человек из 13 - или являлись депутатами думы, или в ней депутатствовали их ближайшие родственники.

Для процесса реализации предпринимательских пожертвований характерными являлись следующие социальные тенденции:

· достаточная эффективность производимых в муниципальных рамках вложений. Их основная, большая часть была реализована в благотворительные заведения за период от одного года до шести лет: для богаделен, приютов, учебных заведений этот срок составлял 1-2 года, но наибольшим он оказался при строительстве городом заведений лечебного профиля;

· в начале ХХ столетия сроки воплощения пожертвований, - по сравнению с предыдущими десятилетиями, - в среднем сократились. Вместе с продолжавшимися денежными вложениями все большее значение приобретала передача городу на благотворительные нужды недвижимости. При этом время реализации сокращалось, так как главным заказчиком являлся сам благотворитель-предприниматель. Непосредственно под его контролем выполнение строительных работ происходило быстрее, рациональней, экономичней;

· минимальными сроками, - от одного до нескольких месяцев, - отличалась реализация средств жертвователей на стипендии и кровати, а также для образования благотворительных капиталов. Особенность этого вида благотворения заключалась в том, что практически отсутствовала, объективно исключалась бюрократическая волокита на уровне городского управления;

· в наименьшие сроки, - менее одного года, - осуществлялось претворение пожертвований на уровне участковых попечительств о бедных. В зданиях благотворительных учреждений строительство или обустройство происходило вскоре после утверждения городскими гласными решения о создании нового социального заведения и отвода для этого, - в случае новостройки, - участка городской земли.

Являясь важным направлением социальной практики, благотворительность во второй половине XIX - начале ХХ столетий явилось одной из доминант коллективной (групповой) самоидентификации предпринимателей.

Этот вывод подтверждает интенсивный рост количества благотворительных учреждений, основанных на деньги и имущественные пожертвования крупных капиталистов, а также активное участие благотворителей из предпринимательской среды в деятельности различных социальных институтов помощи бедным.

Со второй половины 80-х годов XIX века число пожертвований, как в рамках сословной корпорации, так и в рамках муниципальной организации, возрастало. 1901-1905 годы явились вершиной этого подъема, когда Купеческому обществу поступило 26,4% всех учтенных пожертвований за 54 года, а Московскому городскому общественному управлению - 36,2% всех пожертвований, учтенных за 45 лет.

В последующие годы финансовые пожертвования сильно сократились. Это, очевидно, явилось следствием больших объемов пожертвований имуществом, где стоимость недвижимости чаще всего не указывалась.

В то же время увеличение денежного выражения пожертвований являлось скорее относительным, а не абсолютным, так как происходило на фоне постоянной инфляции. В итоге для пожертвований конца 80-х - 90-х годов XIX столетия стоимость содержания призреваемых в закрытых социальных учреждениях, - например, богадельни, больницы, - из-за роста дороговизны возросла вдвое и более, а для более ранних пожертвований - втрое и более.

В результате были закрыты даже ряд стипендий и коек. Все это усугубляло проблему дефицита, несмотря на периодические конверсии ценных бумаг, в которых хранились благотворительные капиталы.

Традиции благотворительности предпринимателей, начав проявляться еще в дореформенный период в рамках сословной корпорации в условиях столичного города формировались и развивались в основном как семейные. Они постоянно воспроизводили определенные этические правила, где размер пожертвования отражал финансово-экономическую стабильность династического дела или фирмы.

По мере дальнейшего развития процесса муниципализации и вхождения предпринимателей в сферу управления городом их крупнейшие семьи опосредованно получали законодательные гарантии осуществления своих социальных, а в какой-то мере и политических, устремлений через область благотворительности.

Характерная социальная особенность традиций благотворения предпринимателей состояла в том, что, начиная с 80-х - 90-х годов XIX века, шел процесс их укрепления и развития. Он охватывал несколько династических поколений и продолжался в начале XX столетия.

Благотворительность была не только традицией русских предпринимателей, промышленников, но и становилась потребностью их души. Купец Третьяков говорил: “Нажитое от общества вернуть обществу в той или иной форме”.[135]

К социальной специфике этого процесса можно отнести личное участие предпринимателей в работе как небольших так и крупных благотворительных заведений. Не случайно российские публицисты в конце XIX века подчеркивали, что импульс для своего дальнейшего развития частная благотворительность как и благотворительное движение Российской империи в целом, получило “с начала 60-х годов, в эпоху подъема общественного духа и лучшего сознания нами своих общественных обязанностей”.[136]

Данная оценка относилась и к отечественным предпринимателям-благотворителям. Их непосредственное участие в российском благотворении с одной стороны мотивировалось осознанием значимости социальной ответственности, а с другой - повышением социального престижа.