Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 36

Однако историческая реальность, - по мнению исследователя проблемы А.В.Стадникова, - свидетельствует о том, что старообрядцы занимали лидирующее положение в ряде самых высокотехнологичных отраслей промышленности (например, текстильная). “Многие представители старообрядческого мира стали активными общественными и политическими деятелями”.[152]

В связи с этим представляют научный интерес и целесообразны в изучении богатейшие архивные материалы, находящиеся на хранении в фондах Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ). Ценность этих документов определяется еще и тем, что в связи “с особой секретностью дел, имеющих отношение к старообрядчеству, они никогда не предавались гласности, не обнародывались”.[153]

Хотя дела этого архива касаются, главным образом, событий, происходящих в Москве и Московской губернии, очевидно, что они в достаточной степени могут характеризовать и ситуацию в целом по стране. Москва в XIX столетии являлась одним из самых крупных городов империи и сохраняла за собою статус второй столицы.

Следовательно, деятельность московских учреждений по отношению к старообрядчеству, его благотворению в значительной мере отражала общую ситуацию в России, характерную для этой социальной области внутренней политики.

Архивные материалы[154] содержат, например, императорские указы, распоряжения Министерства внутренних дел, губернской канцелярии, духовной консистории и т.д., то есть отражают деятельность огромной бюрократической машины по отношению к старообрядчеству и его социальной политике.

Научные оценки, характеристики последних лет, касающиеся как общественной роли российского старообрядчества вообще, так и его важнейшей части - московского поповского старообрядчества, в частности, позволяют существенно дополнить общую историографию экономической и культурной жизни, социальных особенностей и проблем московских торгово-промышленных кругов XIX - начала ХХ столетий.

В рассматриваемый исторический период в Московской поповской старообрядческой общине, - “рогожской общине”, - по различным данным состояло около 250-300 купеческих семей из Москвы и близлежащих губерний, от 8 до 40 тысяч московских крестьян.[155]

Члены ее на основе идеологической, организационной общности, веками формировавшего общинного менталитета реализовали комплекс социально-экономических, политических, духовных и культурных мероприятий, которые правомерно определить единой социальной политикой.

Ее ведущими направлениями были:

· экономическое (кредитование, экономическая интеграция
и др.),

· общинная благотворительность (помощь старообрядцам как внутри общины, так и за ее пределами), - частное предпринимательское благотворение;

· общественно-политическая деятельность (например, борьба за общинные интересы в различных государственных и правительственных сферах, усиление политического влияния в обществе крупной старообрядческой буржуазии в начале ХХ века и т.д.);

· культура, образование.

На пожертвования состоятельных старообрядцев из Московской старообрядческой поповской общины при Рогожском кладбище[156] в начале XIX cтолетия создавались богадельни. В них направлялись бедные ревнители древнего благочестия, которые прибывали в Москву со всей страны.

Только в первой половине XIX века их насчитывалось около тысячи. Располагались они в специальных палатах Богаделенного Дома со своими колоритными названиями - Антоновская, Козина, Константиновская, Новая, Певчая, Холерная, а дети - в Сиротском доме.[157]

Новые палаты Общины, появившиеся на рубеже XIX-ХХ столетий, получали названия в память о наиболее крупных жертвователях - Овсянникова, Солдатенкова, Тимашева и т.д.[158] На их денежные вклады учреждались и выплачивались до ноября 1917 года стипендии, размеры которых составляли 5-6 тысяч рублей на призреваемого.

Помощь продуктами, - с севера - рыба; из Тульской, Воронежской губерний - мука, мед и т.д., - поступала не только от московских купцов, но и от крестьян-старообрядцев различных губерний России.

Например, Милованова П.И., - вдова попечителя Рогожской общины Милованова Д.О., - презентовала в 1890 году полторы тонны масла, 3,4 тонны рыбы, 8,5 тысяч штук яиц, 300 мешков муки и др. В соответствии с этическими нормами благотворения в Общине призреваемые, духовенство обязательно молились за творящих милостыню, за здравие или упокой их родственников.

Существовала отлаженная система действенного контроля благотворительного процесса, сложившаяся к концу XIX века: почетные попечительницы, являясь известными благотворительницами, следили за выполнением этических норм, Правил для призреваемых, соблюдением нравственности старостами и старостихами, исполнением ими своих обязанностей и т.д.[159]

Благотворящая деятельность Общины осуществлялась как в Москве, так и в других губерниях страны. Благотворительница старообрядка Морозова М.Ф. в честь своего мужа Морозова Т.С., например, создала и организовала работу богадельни и приюта для малолетних детей в селе Никольском Покровского уезда Владимирской губернии.

Здесь же значительное число старообрядцев было занято непосредственно в цехах действующих предприятий Морозовых - бумагопрядильной, ткацкой, красильной, отбельной, отделочной фабриках. Характерным являлось и то, что главное и необходимое условие поступления в богадельню вдовы Морозовой М.Ф. состояло в принадлежности к старообрядчеству, единоверию. Пункт 7-й Устава богадельни гласил, что “лица других вероисповеданий не принимаются”.[160]

Следующим важнейшим направлением социальной деятельности членов этой общины являлось систематическое оказание необходимой поддержки воинам России, особенно солдатам - участникам Крымской (1853-1856 гг.), русско-турецкой (1877-1878 гг.), русско-японской (1904-1905 гг.) и других войн в середине XIX - начале ХХ столетий.

При разнообразии ее форм выделялись денежные пожертвования наиболее состоятельных купеческих семей Рахмановых, Морозовых, Солдатенковых, Кузнецовых и т.д., составившие в 1854 году значительную по тем временам сумму 66 тысяч рублей серебром. В этом же году их вклад в благотворение отметил благодарностью император государства Российского Николай I.[161]