Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 20

К благотворительным учреждениям нового типа, существовавшим на средства государства, относились специализированные учреждения для воспитания и образования детей: дома для подкидышей и незаконнорожденных, законных детей, оставляемых родителями по бедности, госпитали для бедных рожениц.

В условиях реформы образования было положено начало созданию в стране благотворительных обществ. Первое из них было учреждено императрицей в 1764 году и называлось “Общество воспитания благородных девиц”. Его деятельность определялась специальным Уставом.[95]

А через год в столице открылось первое в России учебное заведение для девушек благородного происхождения и мещанского звания - Смольный институт, в котором обучались на разных отделениях. В этом закрытом учреждении готовили “новую породу людей”: девочки-дворянки изучали широкий по тем временам круг общеобразовательных предметов - археологию, геральдику, этикет, рисование, музыку, танцы, шитье, вязание, домоводство.

Основное внимание в программе обучения обращалось на рукоделие, стряпню, уборку с учетом того, что им предстояло стать матерями, хозяйками дома, экономками. На казенные деньги здесь получали воспитание девочки из бедных семей, сироты, прошедшие баллотировку (отбор) на местах. Главным попечителем и руководителем училища являлся И.И.Бецкой.[96] Открытием этого института было положено начало женскому образованию в стране.

Ряд указов облегчал положение каторжников, арестантов. Екатерина II подтвердила отмену смертной казни в стране. Проявляя заботу о “пристройстве безумных”, об открытии новых богаделен, она обращала внимание и на такое социальное явление, как проституция.

Традиционно продолжив, преследование “непотребства”, начатое еще в XVII столетии, и наказывая “за содержание домов разврата”, императрица предприняла попытку поставить проституцию под надзор полиции. С этой целью в Петербурге отводились специальные территории “для вольных, - т.е. публичных, - домов”.

С соизволения Екатерины II в 1765 году была создана первая научная общественная организация - Вольное экономическое общество (ВЭО) для более успешного дальнейшего развития сельского хозяйства страны, внедрения передового научно-технического опыта. Филантропическая деятельность этого общества включала следующие основные направления: открытие сельскохозяйственных школ и училищ, опытных хуторов, хозяйств, помощь крестьянству в освоении передовой агротехники, пропаганда и рекомендации по использованию новых культур, орудий труда, организация выставок, конкурсов на лучшие социальные проекты устройства крестьянской жизни, издание массовой недорогой детской литературы для русской деревни, обследования крестьянских семей с целью выяснения нужд сельчан.

Последнее особенно являлось важным и необходимым в голодные и засушливые годы. Оказавшись весьма долговечным, ВЭО действовало до 1918 года, когда и было закрыто.

К этому же времени относится и первый российский опыт организации открытого (“кружечного”) призрения, связанного с более или менее систематическим оказанием помощи нуждающимся вне пределов социальных заведений. Указ 1781 года, например, вменял в обязанности городского Магистрата Петербурга определить “городового маклера” для еженедельного вскрытия кружек приказа общественного призрения, сбора пожертвований и раздачи собранных денег “бедным, не могущим приобретать работою свое пропитание”.[97]

Развивая общественное призрение на государственном уровне, императрица поддерживала и поощряла национальные российские традиции личного благотворения нуждающихся, чем являла пример для современников. Характерен и поучителен ее ответ и действия в связи с собранными дворянами, купцами 52 тыс. рублей для сооружения ей памятника.

Доложив от себя к 52 тысячам рублей еще 150 тысяч рублей, она употребила деньги на организацию училищ, сиротских домов, богаделен, больниц и других благотворительных учреждений. Последовавшие ее примеру современники, сделали тоже пожертвования. В итоге общая сумма на эти цели составила около 500 тыс. рублей.

В Санкт-Петербурге в 1780 году состоятельные граждане, дворянство, ожидая возвращения Екатерины II из путешествия собрали крупную сумму для сооружения в ее честь триумфальной арки-ворот. Отказавшись от этой дорогостоящей и пышной акции, она написала: “Не приобретение пустых названий есть предмет моего царствования, но доставление блага и спокойствия Отечеству и вознесение славы его. Почему и не может оное мне приятно и угодно быть... Равным образом и встреча мне не нужна. Чего ради я желаю, чтоб собранные деньги отданы были в Приказ общественного призрения для употребления на дела полезные... Сие есть моя воля, которую выполнить вам предписываю”.[98]

Следовательно, екатерининский период обогатил социальную историю Отечества новыми подходами к общественному призрению, вызвал к жизни новые органы управления этой сферой социальной политики, акцентировал внимание на благотворящих учреждениях закрытого типа,[99] дал перспективу появлению новых общественных организаций, значительно увеличил систему учреждений и социальные категории призреваемых. Новыми для того времени явились принципы, на которых строилась работа приказов - это: относительная самостоятельность местных благотворительных учреждений, привлечение к управлению ими местного населения, финансирование за счет государственных средств и из местных источников.[100]

Заметной приметой времени стало и расширение понятийного аппарата социальной сферы. Например, в социальную теорию и практику страны вошел и закрепился, получил признание термин “общественное призрение”, что юридически и терминологически уточняло и определяло изменение сущности и содержания модели социальной деятельности в Российской империи.

Ее основу составили следующие определяющие принципы общественного призрения: самостоятельность местных благотворительных учреждений, привлечение к управлению ими представителей местного населения и финансирование государственных органов призрения. Четко устанавливалась целевая градация благотворительных заведений, находившихся в ведении приказов общественного призрения: учебно-воспитательные, лечебные, богадельни, работные и ремесленные дома, исправительные учреждения.