Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 27

Социальное призрение в развивающемся Московском государстве характеризовалось, с одной стороны, - продолжением и эволюцией изначальных традиций личного благотворения, покровительства страждущих, - традиций Владимира I, Владимира Мономаха, других князей. А с другой - усилением организующего начала, совершенствованием форм, методов государственного общественного призрения.

При этом сохранялась и поощрялась церковная благотворительность. Обе эти стороны национального российского призрения в процессе исторического развития органично дополняли друг друга.

Социально-историческая особенность эволюции национального общественного призрения в Х-XVII веках проявилась в том, что наряду с княжеским, светским церковно-монастырское призрение стало отправным, базовым для генезиса, дальнейшего формирования, становления и совершенствования не только частной, но и государственной системы управления призрением.

Частная благотворительность продолжала играть большую роль. Лишь к концу XVII столетия в стране исторически сформировалась государственная, церковная и частная благотворительность, определив на социально-историческую перспективу основные направления ее дальнейшего развития.

В петровскую эпоху реформ продолжалась трансформация общественного призрения в целостную государственную систему с законодательным обоснованием, были заложены ее основы, которые характеризовались определенной стройностью.

Социальное реформирование, предпринятое Петром Великим носило целенаправленный системный характер, охватывало важнейшие проблемы призрения, способствовало облегчению участи бедствующих - особенно калек, сирот, душевнобольных и “зазорных” младенцев.

Его новизна и социальная значимость определялись тем, что император использовал предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней, а дифференциацию нищих по категориям, виды оказываемой социальной помощи ставил в зависимость от реальных нужд, учредил новые бюрократические органы государственного призрения, определив материальные возможности и средства для их последующего развития.

При Екатерине II, - достойной продолжательнице петровских традиций, - правительственные меры отражали объективные потребности общества в создании государственной системы общественного призрения как наиболее цивилизованного вида благотворительности.

Этот период обогатил социальную историю России новыми подходами к общественному призрению, вызвал к жизни новые органы управления этой сферы социальной политики, акцентировал внимание на благотворящих учреждениях закрытого типа, дал перспективу для появления новых общественных организаций, обществ, - первое из них, “Общество воспитания благородных девиц”, императрица учредила в 1764 году, - значительно увеличил систему учреждений и социальные категории призреваемых.

Новыми для того времени явились принципы, на которых строилась работа приказов - это: относительная самостоятельность местных благотворительных учреждений, привлечение к управлению ими местного населения, финансирование за счет государственных средств и из местных источников.

На рубеже XVIII-XIX столетий относительно интенсивным стал процесс формирования государственного призрения. Более широкое распространение получила система социальных заведений приказов общественного призрения.

Вместе с тем нужды и бедности народной в стране было слишком много, а государственные средства - весьма ограничены и их всегда не хватало.

С конца XVIII до начала ХХ веков шел процесс активизации частной благотворительности России, ее трансформации в доминирующую составляющую отечественной модели социальной деятельности.

На рубеже XIX-XX столетий основными действующими формами частного благотворения стали: пожертвования частных лиц, организация отдельными лицами заведений для призрения, формирование благотворительных обществ, организация касс и различных союзов взаимопомощи.

В целом социальная система страны, включавшая государственное призрение, земско-приходскую помощь, частную благотворительность, была сравнительно гибкой, динамичной, охватывала приоритетные направления социальной сферы, исходила из социально-исторической преемственности в восприятии, совершенствовании и развитии богатейших национальных традиций милосердия, сформировавшихся на основе сочетания гуманистических устремлений, жизненных целей отдельной личности с интересами и усилиями частных, общественных и благотворительных организаций Российского государства.

К основным недостаткам, снижающим ее результативность, относятся: сословный характер благотворительной помощи, сохранившийся с петровских времен, немощность социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности, недостаточность специализированной медицинской помощи нуждающимся, прежде всего детям, слабое финансирование, нескоординированность действий благотворительных организаций, низкий профессиональный уровень кадров, несостоятельность в ликвидации профессионального нищенства, детской безнадзорности, различных растущих проявлений социальных аномалий, например, алкоголизма, проституции, самоубийств и т.д.

Формируясь в исторически сложных условиях, социальная практика того времени не была совершенной, не смогла решить до конца острые социальные проблемы, противоречия. Тем не менее, при отсутствии в стране единых специализированных органов социального обеспечения она помогала царизму поддерживать относительный порядок, являлась своеобразным социальным буфером, смягчающим издержки и просчеты правительственного курса самодержавной России.

Анализ исторического опыта российского благотворения позволяет сделать вывод о том, что без его глубокого знания и опоры на него не может стать оптимальной и эффективной современный вариант национальной модели социальной работы. Нынешняя специфика ее определяется как ростом потребности россиян в социальной поддержке, так и качественной эволюцией, изменившей ее содержание.

Сущность их связана с переходом страны к рыночным социально-экономическим отношениям, что вызвало резкое повышение социальной напряженности в стране, массовое ухудшение положения основной части граждан, расширение и углубление тяжелейшего системного кризиса во всех областях жизнедеятельности.