Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 28

В новой обстановке меняется характер социальной работы как феномена цивилизованного общества: она становится более адресной и активной, мобильной и индивидуализированной, обращенной к конкретному человеку и обусловленной его личностными интересами в преодолении жизненных проблем.

Решить их только государственными силами сегодня не реально. Поэтому особое значение приобретает деятельность благотворительных общественных организаций, предпринимательских структур по улучшению положения бедствующих категорий соотечественников, своевременному оказанию им социальной помощи и поддержки.

Необходимое применение положительного опыта прошлого, дальнейшее развитие сложившихся российских традиций являются надежной основой в процессе формирования новой системы социального обслуживания человека и современной подготовки для нее профессиональных кадров. Будет россиянин трудиться, защищен и уважаем - будет крепко стоять наша держава Россия. В этом сегодня - веление времени, ее историческая судьба.


Глава III.
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО
БЛАГОТВОРЕНИЯ В РОССИИ
В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

“Нравственное богатство народа исчисляется памятниками деяний на общее благо...”

В.О.Ключевский

На этом этапе социальной истории России предпринимательская активность оказалась не только востребованной, но и объективно необходимой. Связана она была прежде всего со стремительным процессом капитализации страны, утверждением новых капиталистических отношений, урбанизацией: рост населения городов шел в основном за счет пришлого, прибывающего миграционного элемента, чей жизненный уровень был весьма низок, а степень адаптации незначительна.

Реформы второй половины XIX века дали новый импульс социальной активности российского общества, проявившейся в различных сферах его жизнедеятельности. Значимой социальной приметой и особенностью всего пореформенного периода стало развитие российской частной благотворительности предпринимателей.

Увеличивающееся число бедных и безработных являлось серьезной социально-экономической и психологической проблемой Российской империи. Ее решение потребовало комплексного подхода на всех уровнях: государственном, муниципальном, сословном. Главным источником финансирования социальной сферы, помощи бедным становились благотворительные пожертвования деловых людей России.

В новых пореформенных условиях, какие объективные социально-экономические процессы влияли на формирование российского предпринимателя и обусловили его активную благотворительную, меценатскую, коллекционерскую деятельность? Каковы ее мотивы и масштабы, среда и социальные особенности?

Исчерпывающих ответов на эти проблемные вопросы в современной литературе найти невозможно, а имеющиеся носят, как правило, частный характер. Тем не менее, в поиске ответа на поставленные вопросы необходимо учитывать, что капитализм, как определяющая форма социально-экономических отношений в нашей стране, занял сравнительно небольшой исторический период продолжительностью немногим более полувека.

Он характеризовался бурным развитием городов и их инфраструктуры, ростом грамотности населения, повышением культуры. Именно на этом историческом этапе завершилось формирование нации, важнейшей формой самосознания и самопознания которой стала русская художественная культура.[122]

Развиваясь в условиях эксплуататорского общества, эти социальные процессы отличались сложностью и неравномерностью, естественной для эволюции и истории антагонистических обществ. В рамках капиталистического общества появились не только новые формы эксплуатации, угнетения, обострились многие социальные противоречия Российской империи, но и сформировалась иная социальная среда, обстановка, которые определили новые задачи в духовной и культурной жизни.

Молодой буржуазный класс утверждал себя созданием промышленных предприятий, строительством железных дорог, других структур хозяйственной сферы, отвечавшим актуальным потребностям модернизации страны. Только за 20 лет, - с 1877 по 1898 гг., - сумма производства фабрично-заводской промышленности выросла с 541 млн. до 1816 млн. рублей, или почти в четыре раза.

Более ощутимым этот рост был в отдельных отраслях производства: добыча каменного угля увеличилась почти в 7 раз, нефти - в 40, выплавка чугуна - в 6, стали - в 30 раз и т.д.[123] В итоге по темпам промышленного развития Россия к концу XIX столетия обогнала многие европейские страны и вышла на уровень США.

Известно, что особенности жизни человека в обществе, его характер, быт, мотивы поведения определяются прежде всего способом производства, характером и смыслом существующих производственных отношений и соответствующих им государственных, правовых, экономических и других институтов, норм.

Вместе с тем большое значение имеют исторически сформировавшиеся социально-психологические черты мировоззрения, социальные традиции.

В этом ключе можно найти объяснение мотивов действий отдельных индивидуумов и социумов, отражающих как уровень развития социального сознания, так и характер конкретных условий бытия, преломляющихся в нравственных категориях.

Учет и анализ процессов духовно-нравственного развития помогает понять, как находили признание в российской действительности благородные идеи бескорыстного служения общественным интересам, которые определяли жизнь и деятельность многих россиян, помогали восприятию гуманистических ценностей социальных преобразований.

После отмены крепостного права в 1861 году и вступления Российской империи на путь интенсивного капиталистического развития социальная роль и экономическое значение отечественного предпринимателя, - как историческая тенденция, - постоянно возрастали. Он уже не довольствовался тем, что основные рычаги государственной машины находились у самодержавия и органично связанного с ним дворянства и бюрократии.

Усложнившееся социальное положение предпринимателя-капиталиста в пореформенной России определялось тем, что он, во-первых, был носителем прогресса, который способствовал развитию производственных сил в обществе, а во-вторых, - эксплуататором, “новым рабовладельцем”, заставившим трудиться на себя массы неимущих рабочих и обогащавшийся за счет их труда.