Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 35

Потому и при наличии благотворительных обществ крупнейшие тюменские купцы многое делали для создания рекламы своей основной работе. Именно поэтому до сих пор хранит народная молва соответствующие памятные, ставшие историческими названия, - подарцевское реальное училище, князевский дом, дача Колокольниковых, текутьевское кладбище и т.д.

В соответствии с официальными данными только в 8 городах страны к 1861 году действовали благотворительные общества. Тюмень, очевидно, не входила в их число.

Однако частная предпринимательская инициатива в этом городе, как и во всей стране, получила новый импульс для своего развития в 1862 году после правительственного разрешения создавать специальные общества по согласованию ведомств. Утверждение уставов поручалось министерству внутренних дел. Тогда-то соответствующие сведения и стали поступать в печать.[146]

Благотворительность, как форма участия предпринимателей в общественной и культурной жизни, была характерна и для других регионов Российской империи. Ее размеры и виды были самыми разнообразными.

Традиционными являлись пожертвования в пользу церкви. Будучи людьми религиозными многие предприниматели не только жертвовали свои средства, но и принимали непосредственное участие в организации церковной службы, дарили иконы, различные церковные принадлежности, пели в церковном хоре.

Так, в Алтайском крае бийский купец М.С.Сычев на протяжении 18 лет подряд избирался церковным старостой Успенской церкви и считался одним из наиболее уважаемых членов прихода. Ежегодно выделяя средства на содержание церковного хора, приобретение икон и расшитые серебром парчовые ризы для священника, он жертвовал и необходимые деньги на ремонт и содержание храма. В 1900 году, принимая активное участие в строительстве нового каменного здания церкви, он предоставил для этой цели более 5 тысяч рублей.

Кроме этого М.С.Сычев пожертвовал значительные суммы на строительство в Бийске архиерейского дома и церкви при нем, а в 1898 году внес еще 5 тысяч рублей на строительство церкви в городе Томске.

Документы свидетельствуют о том, что пожертвования в пользу церквей, монастырей были обязательной статьей расхода фактически всех предпринимателей. Не обходилось при этом и без ханжества. Еще Г.И.Успенский отмечал, что некоторым капиталистам “жертвы храму божьему успокаивали... душу, сознававшую, что она не очень чиста”.[147]

Однако большинство из них все же творили благодеяние по своим глубоким внутренним убеждениям. Воспитанные в духе религиозных устоев и норм христианской морали предприниматели считали помощь “сирым и убогим” своим кровным нравственным долгом, что находило выражение не только в пожертвованиях, но и в организации на свои средства ночлежных домов, богаделен и приютов.

Примечательно и то, что купечество охотно участвовало в работе различных благотворительных учреждений. Например, из 9 членов бийского городского благотворительного общества в 1911 году четверо являлись купцами.

Инициатива Барнаульской думы в феврале 1880 года о строительстве городской богадельни была с энтузиазмом принята местными предпринимателями. Крупные пожертвования, насчитывавшие несколько тысяч рублей, поступили от В.Д.Сухова, М.В.Сбитнева, И.И.Полякова и других. В.Д.Сухов также пожертвовал 3 тысячи для организации городской больницы.[148]

Добротным и стабильным социально-экономи-ческим фоном этой благотворительной деятельности являлись хозяйственные успехи алтайцев и предпринимателей края.

Сегодня, к сожалению, мало кто знает и помнит, что алтайское масло закупалось, например, английскими и датскими фирмами, знавшими толк в этом деле, или, что в Барнауле был крупнейший магазин “Пассаж И.Ф.Смирнова”, занимавший целый квартал по Московскому проспекту (затем улица Ленина) между улицами Гоголя и Пушкинской, или, что в конце XIX столетия на Алтае ежегодно невостребованным оставалось около 22 млн. пудов хлеба. И это - при покрытии всех поставок и полном удовлетворении внутренних нужд округа.[149]

“Гражданский Приказ” о помощи неимущим один из первых в стране создали в Калуге. Здесь впервые в России по приказу “Дома Романовых”, - и не без участия калужских предпринимателей, - организовали работу странноприимного дома и детские приюты.

Было бы упрощенно думать, что только большие толстосумы занимались благотворительностью. В старой России милосердием и благотворительностью занимался каждый мало-мальски имущий гражданин - “старый русский”.

От рубля и корзины яблок из собственного сада простого мещанина до миллионных пожертвований Третьякова, Морозова, Мамонтова и т.д. - вот диапазон внушительного потока средств на благие дела. Их состояния, нажитые отцами и дедами, в большинстве своем людьми предприимчивыми, смекалистыми русскими мужиками, сумевшими не только скопить капитал, но и выгодно вложить его в дело, многократно приумножили сыновья и внуки.

В их числе, - отмечает калужанка Л.А.Темникова, - “было немало тех, кто использовал семейный капитал для развития культуры и науки, кто стал покровителем искусств. Делали они это, - как писала М.Цветаева, - по разным причинам - из милосердия, из непосредственной любви к искусству, просто “для души” и даже для ее спасения”.[150]

Роль и значение старообрядческого[151] предпринимательства в благотворительной деятельности - отдельная социально-историческая тема, требующая основательной дальнейшей разработки. Отечественная историография, уделив значительное внимание событиям XVII - начала XVIII столетий, в меньшей мере анализировала социальные проблемы, связанные с положением старообрядчества в XIX веке.

В историко-экономической литературе пока недостаточно освещена роль промышленного и купеческого капитала в истории Отечества, в частности, значительная роль старообрядческого капитала в благотворении. В общественном сознании на бытовом уровне культивировалось представление о старовере-раскольнике, эдаком русском увальне-бородаче, отсталом и неграмотном, занимающим далеко не самое престижное место в социальной истории страны.