Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 55

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................

Глава I.  РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ:  СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ  

Глава II.  СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ  БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ДЕЛОВОГО  МИРА РОССИИ.................................................................................................................................

Глава III.  РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО  БЛАГОТВОРЕНИЯ В РОССИИ  В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ....................................................................................................................

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ......................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................................................................

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................................


Прохоров В.Л. Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы. - М.: Союз, 1998. - 220 с.

Компьютерный набор и верстка Н.А.Суяровой

ЛР № 020658

Бумага офсетная. Печать офсетная. Формат 60х84/16. Гарнитура Таймс. Уч.-изд. л. 10,3. Усл.-печ. л. 14,0.
Тираж 1000 экз.

Издательство МГСУ “Союз”

107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 24.



[1] См.: “Великая хроника” о Польше, Руси и их соседях / Пер. Л.М.Поповой: Вступительная статья и комментарии Н.Н.Шавелевой. - М., 1986. - С.24; Трубачев О.Н. Из славянско-иранских лексических отношений // Этимология. - М., 1965.

[2] См.: Королюк В.Д., Литаврин Г.Г., Флоря Б.Н. Древняя славянская этническая общность. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху средневековья. - М., 1982. - С.22-24.

[3] Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. до н.э. - ВДИ. - 1941. №1. - С.253.

[4] Иордан. О происхождении и деятельности готов. - М., 1960. - С.136, 150.

[5] Прокопий из Кесарии. Война с готами. - М., 1950. - С.297.

[6] Древнейшая летопись “Повесть временных лет”, - основной источник знаний о начальных веках русской истории, - является в равной степени продуктом и историографии, и художественной литературы. Она не прямо отражает современную ее рассказам действительность, а через призму художественного осмысления, не делая различия между достоверным и легендарным. Подобный симбиоз существовал на протяжении всего периода летописания вплоть до XVIII в., максимально усилившись в XVII в., когда историческое повествование до предела насытилось фантастическим элементом, а затем сохранилось во многих сюжетах и в эпоху Н.М.Карамзина, когда история России стала героем художественной эпопеи, созданной пером замечательного русского писателя.

[7] Чивилихин В. Память // Роман-газета. - 1982. - №17. - С.41.

[8] Российские историки XVIII-XX вв. в своих исследованиях ограничились комментариями к летописным известиям и высказали несколько гипотез об истории и судьбах восточнославянских племен. Плодотворной оказалась попытка основателя русской исторической географии Н.П.Барсова использовать данные топонимики для ограничения ареалов летописных славянских племен.

[9] В дальнейшем при образовании в этих пределах государств формируются народные легенды, повествующие об исконной земле отцов, о далеких предках или родоначальниках, основавших на этом месте город или государства. Таковы предания о Кие, Шеке, Хориве, Лыбеди и городе Киеве, сказания о Лехе, указавшем место, где следует “гнездиться” (там вырос польский город Гнездо).

[10] См.: Преподавание истории в школе. - 1990. - №1. - С.21, 22, 25.

[11] См.: Филин Ф.И. Образование языка восточных славян. - М., Л., 1962. - С.99-110; Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. - М., 1979. - С.38-43.

[12] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - Кн.1. - М., 1959. - С.91.

[13] Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV-XVIII вв.

[14] В IX-XI вв. варяжские дружины были широко известны в Европе под именем норманов, викингов. Выступая в роли завоевателей, купцов, наемников, они создали свои центры власти в Англии, Нормандии (северо-западная Франция), на Сицилии. Варягов привлекали богатства Византии и Арабского халифата. Их дружинные центры были созданы и на землях восточных славян - в Ладоге, Полоцке, под Смоленском, Ярославлем. Варяжское княжение установилось в Новгороде, Полоцке, Киеве (Рюрик, Рогволод, Аскольд и Дир). У славян к этому времени уже существовали и собственные племенные княжения. Варяжские князья и дружинники способствовали перерастанию власти из племенной в публично-государственную форму. Варяги поначалу составляли часть знати в Древнерусском государстве, но затем были ассимилированы. Можно считать бесспорным варяжское происхождение княжеской династии рюриковичей, утвердившейся в Киеве в конце IX века.

[15] Археологические данные показывают, что у  впадения Роси в Днепр находилось ядро богатой и яркой дружинной культуры VI-VII вв., охватывавшей Среднее Приднепровье с Киевом и Роднем и простиравшейся далее на восток по всей лесостепи до Дона. Эта культура была характерна для племен полян, северян, уличей и жителей бассейна Роси, которые, вероятно, составляли особое племя Русь (Рось).

Важно подчеркнуть, что эта область от Киева до Курска составляла в средние века понятие “Русская земля” в узком смысле слова. Именно такое понимание “Русской земли” отмечалось летописцами Киева, Новгорода, Владимира на Клязьме, Галича, а потому не может являться случайным.

[16] Лужицкая названа по имени древнего поселения Лужицы, находящегося между реками Салой и Вислой. Днепровская, волынская, чернолесская и комаровская культуры находятся на территории Украины.