Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 56

[17] Археологические раскопки дают большой материал о земледелии и скотоводстве у славян в VII-IX вв. Так, на Среднем Поднепровье в районе Ромен (на реке Суле) на городище Монастырщине рядом с жилищами обнаружены большие ямы для хранения зерна. Среди найденных остатков преобладали кости домашних животных. На городищах VIII-IX вв. в районе Воронежа были найдены жернова, просо, пшеница, кости быка, свиньи и лошади, кости и чешуя рыб, глиняные грузила, рыболовные крючки.

[18] Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., 1953. - С.69.

[19] История культуры древней Руси. Т1. - М.-Л., 1948. - С.90.

[20] Термин “город” в древней Руси обозначал укрепление, то есть поселение, обнесенное частоколом или валом, и рвом или небольшая крепость с военным поселением, независимо от того, был ли город центром ремесла и торговли. Появление городов было связано с ростом общественного разделения труда, развитием ремесел, торговли. Вопрос о времени появления городов на Руси историками в полной мере еще не решен.

[21] Тихомиров М.Н. Древнерусские города / Изд.2. - М., 1956. - С.16.

[22] Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., 1953. - С.95.

[23] В кладе находились византийские серебряные изделия с клеймами царьградских мастеров VI в. и несколько литых серебряных с позолотой фигур местной работы с изображением мужчин и коней. Очевидно, что эти фигурки нашивались на ткань или кожу. На фигурках мужчин дана вышитая вставка на рубахе посредине груди от ворота до пояса. Вышивка обозначена резцом и позолочена, также, как волосы, усы и обшлага рукавов. Все это говорит о славянском происхождении вещей.

[24] См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981. - С.421-431.

[25] См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981. - С.379-392; Иванов В.В., Топоров В.Н. Мокошь. // Мифы народов мира. Т.2. - М., 1982. - С.169; Успенский Б.А. Филологические розыскания в области славянских древностей. - М., 1982. - С.134.

[26] См.: Мавродин В.В. Очерки истории СССР. - М., 1956. - С.136.

[27] См.: Толстой Н.И. Древняя славянская письменность и становление этнического самосознания у славян // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху средневековья. - М., 1982. - С.236-249.

[28] Очевидно вождей или воевод союзов племен, которых уже называли князьями, нельзя отождествлять с позднейшими князьями феодального времени. Однако терминологическое единство указывает на сближение этих понятий. Союзы же племен явились политической формой эпохи военной демократии - переходного периода, связавшего последние этапы развития первобытнообщинного строя с первым периодом нового классового строя.

[29] Лоренц К. Агрессия (Так называемое Зло). // Вопросы философии. 1992. № 3. - С.18.

[30] Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. В 4-х томах. Т. 1. - М., 1978. - С.94.

[31] См.: Бадя Л.В., Демина Л.И. и др. Исторический опыт социальной работы в России. - 1994. - С.3.

[32] О общественном призрении в России. - С-Пб., 1818. - С.1.

[33] О общественном призрении в России. - С-Пб., 1818. - С.1.

[34] См.: Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 1. История России с древнейших времен. - М., 1988, т. 1. - С.97.

[35] Уроки милосердия. Книга для чтения. С-Пб., 1992, - С.10.

[36] Платонов О. Святая Русь. // Россияне. № 1-2. 1992. - С.57-63.

[37] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение. - М., 1990. - С.8.

[38] Ключевский В.О. Соч. в 8 тт. - М.: Госкомиздат, 1956-1959; Древнерусские жития святых как исторический источник. - М., 1871; Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990; История общественного и частного быта. - М., 1867.

[39] Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. Т. 1. Ч. 1. - М., 1987. - С.78-79.

[40] Антология социальной работы. Т. 1. - М., 1994. - С.5.

[41] Нещеретний П.И. Исторические корни развития социальной работы в России. В кн.: Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. - М., 1992. - С.36; Он же. Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности. - М., 1993. - С.8.

[42] Новый завет господа нашего Иисуса Христа. - М., 1976. - С.14, 16, 149-150, 363, 386.

[43] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. - С-Пб., 1894; Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн.1. Т.1-2. - М., 1988. - С.192.

[44] О общественном призрении в России. - С-Пб., 1818. - С.2-3.

[45] См.: Там же. - С.3.

[46] Георгий Федотов. Святые Древней Руси. - М., 1990. - С.92.

[47] О общественном призрении в России. - С-Пб., 1818. - С.6.

[48] Там же.

[49] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1. Т. 1-2. - М., 1988. - С.362.

[50] Там же. С. 362.

[51] Ключевский В.О. Сочинения. В 9-ти томах. Т.2. Курс русской истории. Ч.2. - М., 1987. - С.232-233.

[52] Со второй половины XIV века подъем культуры сопровождался развитием книжного дела. Монастыри являлись крупнейшими центрами книжности: при них находились книгописные мастерские и библиотеки, насчитывавшие сотни томов. Наиболее значительными были сохранившиеся до нашего времени книжные собрания Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. От конца XV столетия до нас дошла опись библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря.

[53] См.: Георгий Федотов. Святые Древней Руси. - М., 1990. - С.131-139; Миронов Г.Е. История государства Российского. - М., 1995. - С.338.

[54] Георгий Федотов. Святые Древней Руси. - М., 1990. - С.147.

[55] Георгий Федотов. Святые Древней Руси. - М., 1990. - С.147.

[56] Там же. - С.180.

[57] Там же.

[58] Георгий Федотов. Святые Древней Руси. - М., 1990. - С.180.

[59] Виппер В.Ю. История древнего мира. - М., 1994. - С.218; С.В.Климова. Христианский смысл милосердия. // Благотворительность и милосердие. - Саратов, 1997. - С.80-81.

[60] См.: Там же.

[61] Святой Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников. - М., 1994. - С.8.