Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 47

Рожденные губернской реформой 1775 года и по содержанию своей деятельности являясь органом всесословным, приказы общественного призрения занимали уникальное место в новой системе местного устройства: выполняя функции административно-политического надзора за народом, они одновременно были призваны оказывать содействие, помощь нищим и увечным, калекам и инвалидам, незаконнорожденным детям, осуществлять карательные обязанности и действия по отношению к отдельным слоям российского общества. Их финансовая деятельность, - в соответствии с постановлениями 1781 года (15176), 1785 года (16188),[208] - предполагала кроме частной инициативы поддержку казной. Министерство внутренних дел, Министерство полиции, выполнявшие надзор за приказами с 1810 года, стимулировали их самостоятельную коммерческую деятельность: разрешались различные хозяйственные, имущественные операции (сдача в наем лавок и домов, кузниц и мельниц, садов и огородов, сенокосов и др.; поощрялись добыча торфа, распиловка бревен, дров для продажи, торговля игральными картами, открытие суконных фабрик и т.д.).[209] Так, только Московский приказ общественного призрения в 1870 году от аренды ежегодно получал 3983 рубля.[210] Приказы кроме своей основной задачи, - призрения, - выполняя функции губернских кредитных учреждений, располагали капиталом частных лиц. Он поступал от различных обществ, учебных и богоугодных заведений для обращения под проценты на банковских условиях. Капиталы приказов, находившиеся в комиссии погашения государственной долгов в Государственном заемном банке, в сохранной казне, коммерческом банке дали в 1825 году чистого дохода 1 миллион рублей.[211] Привлечение к участию в благотворительности материально обеспеченных слоев населения способствовало уменьшению расходов на содержание личного состава учреждений призрения, более рациональному использованию, хранению благотворительных средств.

Наблюдалась тенденция роста частной и общественной благотворительности, которая имела свои национальные особенности. Первым благотворительным обществом России стало учрежденное императрицей в 1764 году "Общество воспитания благородных девиц", деятельность которого определялась специальным Уставом.[212] 1765 год ознаменовался рождением первой научной общественной организации России, - Вольного экономического общества (ВЭО), - в филантропические функции которого входила организация сельскохозяйственных школ и училищ, опытных хуторов, помощь крестьянам в освоении передовых приемов агротехники, проведение конкурсов на лучшие проекты устройства их жизни, обследования крестьянских семей, оказание им материальной помощи, особенно в голодные и засушливые годы и т.д. Действовало оно до 1918 года, став наиболее долговечным. Одни общества работали по своей программе, самостоятельно. Другие, - Императорское Человеколюбивое общество, Учреждения Императрицы Марии, то есть связанные с Императорской фамилией, - имели дополнительные государственные преимущества перед другими: частичное финансирование, индивидуальное поощрение, различные льготы и т.д. Только Императорское Человеколюбивое общество, - одно из первых благотворительных русских обществ, - содержало к концу XIX столетия 225 различных благотворительных учреждений (богаделен, больниц, общежитий, школ и др. с числом обслуживающего персонала - свыше 6 тысяч человек).[213]

В XVIII веке произошло оформление государственной законодательной практики социальной помощи. С принятием на основе законодательных актов Екатерины II 7 ноября 1775 года Устава общественного призрения, его подтверждением 1 января 1864 года и 12 июня 1890 года определяется перспективный курс на содержание работы и управление богоугодными и общественными заведениями (сиротскими, воспитательными, работными домами, больницами, домами призрения для умалишенных, богадельнями и т.д.).[214] С различными корректировками и в различных редакциях он служил этой социальной системе до советского времени.

Результатом реализации екатерининских мер по организации общественного призрения стало создание новых структур, целой сети благотворительных учреждений, система которых оказалась весьма стабильной, в общих контурах сохранившейся до современности. Вместе с тем она не могла удовлетворить основные потребности населения, так как имела существенные недостатки: ее несовершенство сказывалось, например, в отсутствии центрально органа управления и связанного с этим "разнобоем" в работе, в хронической нехватке средств, отсутствии квалифицированных кадров, в большом и пестром спектре благотворительных учреждений при смешении разнородных задач и целей (школьное образование, медицинское обслуживание, воспитание детей, трудовая помощь, разнообразие форм открытого и закрытого призрения), лихоимстве, элементах бюрократизма, формализма, приказы заседали только около трех месяцев в году (в соответствии со ст. 393 о губерниях - "с 8 января до страстной недели"), а их состав, как и функционирование, носили сугубо светский характер, хотя привлечение духовных лиц, их участие способствовало бы соединению опыта церковной и светской благотворительности, повышению эффективности ее деятельности. Очевидно все это, сводя на нет порой огромные усилия энтузиастов благотворения, позволило при исследовании проблемы сделать вывод о негативной славе дореформенных заведений общественного призрения.[215]

IV этап -1861 год - начало XX столетия - общественного, частного призрения.

Социальная особенность, историческая преемственность и уникальность благотворения этого времени заключается в том, что она родилась из опыта общественного призрения, - при всех его достоинствах и недостатках, - предшествующего этапа. В пореформенный период XIX - начала XX столетий, - годы активного утверждения новых капиталистических отношений, - общество востребовало иные, новые формы и методы социальной политики и практики, его не устраивали жесткие бюрократические ограничения самодеятельности, новаторства в социальной сфере, как и в других областях российской жизни.