Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 50

Следовательно, авторская концепция подхода к периодизации социально-исторического процесса благотворительной деятельности деловой России, ее социальных истоков исходит из ее органичной национальной самобытности и социальной историчности. Одновременно она учитывает общеисторическое эволюционное пространство, диалектику взаимовлияний стран, народов и эпох в ходе развития мировых цивилизационных социокультурных процессов.

В современных условиях, когда принимаются меры по возвращению национального престижа российской благотворительности, создаются и действуют разнообразные и многочисленные филантропические фонды, организации, осуществляются благотворительные акции в поддержку различных социальных, культурных программ, особенно актуально и необходимо исследование содержательного исторического опыта дооктябрьской России в этой сфере, ибо он позволяет расширить и обогатить действующие, помочь найти новые адекватные времени организационные формы, принципы и методы этой работы.

Этот опыт, опирающийся на богатые национальные историографические и источниковедческие, аналитические и исследовательские традиции других отраслей исторического знания, сегодня имеет огромный научный, практический интерес.

Значение методики и технологии исследования проблемы благотворительности расширяет возможности творческого поиска, позволяет участвовать в этом процессе не только научным работникам, но и практикам социальной сферы, оптимально используя социальный опыт своих исторических предшественников.

Его социальная значимость в современной России требует глубокого научно-теоретического исследования тенденций, исторических корней, духовных ценностей, форм и методов социальной работы, практической реализации ее лучших достижений.

На творческий объективный анализ и научно-критическое осмысление практики российского благотворения в XIX - начале XX веков ориентируют острые социальные проблемы, связанные с переходом к рыночным отношениям: снижение уровня жизни россиян, хроническая безработица, рост категорий нуждающихся граждан, профессиональное нищенство, вынужденная миграция населения, ухудшение криминогенной обстановки, отказ от государственного финансирования ряда областей общественной. жизни и т.д.

Скудное финансирование государством науки, образования, культуры, всей социальной сферы актуализирует, повышает значение изучения, обобщения опыта различных видов и форм индивидуальной и общественной поддержки отечественной социальной культуры, получившей широкое развитие в период исследования.

Следовательно, неприходящая и актуальная перспективность дальнейшей разработки различных научно-теоретических и практических аспектов истории благотворительности деловой России сегодня не вызывает сомнений. Они востребованы жизнью и значит необходимы людям: ныне стала весьма актуальной постановка проблемы о приоритетности для России социальных отношений в сравнении как с экономическими, так и с политическими отношениями.

Воистину золотым в истории отечественной благотворительности можно назвать период XIX - начала ХХ столетий: с этим временем связаны не только образование и работа наиболее известных и многочисленных благотворительных организаций, обществ, но и более активное приобщение к нему делового мира России.

Рост масштабов предпринимательского благотворения был обусловлен рядом факторов - социально-экономических, политических, культурных. С одной стороны, расцвет этой деятельности стал синхронен промышленному подъему конца XIX века, определившим существенное увеличение накоплений в предпринимательских структурах общества, обеспечившим потенциально материальные предпосылки для роста благотворения. А с другой - утверждение капитализма с характерными социально-экономическими противоречиями и новыми объективными потребностями обусловило расширение задач благотворительности.

В происходящих социальных процессах, - повышение общественного престижа благотворителей, их социальной ответственности, возрастание степени доверия к городскому управлению и т.д., - все большее значение получали тенденции, ведущие к социальному самоутверждению предпринимателей. Социальная особенность благотворения российских предпринимателей со второй половины XIX столетия заключалась в наиболее крупных отчислениях в фонды городских управлений, особенно московского.

Правилом жизни, одним из ценностных и поведенческих стереотипов крупной пореформенной буржуазии явилась необходимость участия в благотворительной деятельности.

Социально-историческое значение и смысл миллионных пожертвований становятся понятнее и наглядней при сравнении со статьями государственного бюджета, фиксирующими мизерные суммы расходов на просвещение, здравоохранение, культуру.

Они убеждают в игнорировании народных интересов в социальной сфере, указывают на антинародный характер политики самодержавия. На фоне нищенских государственных ассигнований становилась понятной социальная роль вкладов, пожертвований российских предпринимателей.

К социальной специфике этого процесса следует отнести непосредственное личное участие предпринимателей в работе различных благотворительных заведений, организаций, мотивированное как осознанием значимости социальной ответственности, так и повышением социального престижа: они являлись председателями обществ, попечителями, основателями, казначеями, почетными членами ряда филантропических организаций, занимая и совмещая нередко по несколько должностей.

Не случайно российские публицисты в конце XIX века подчеркивали, что импульс для своего дальнейшего развития частная благотворительность, как и благотворительное движение Российской империи в целом, получило “с начала 60-х годов, в эпоху подъема общественного духа и лучшего сознания нами своих общественных обязанностей”.[226]

Это филантропическое направление выражало новые сущностные социальные тенденции в развитии предпринимательской благотворительности. Известно, что в дореформенном благотворении преобладало дворянство, тогда как предприниматели, например, купечество, предпочитали вкладывать свои сбережения лишь на создание, обустройство сословных социальных институтов.