Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 49

Вместе с тем действовала следующая национальная закономерность как социальная аномалия: Россия исторически испытывала дефицит эффективных мер по предупреждению бедности. Следствием этого стало то, что предупредить бедность, создать оптимальную модель ее социальной профилактики так и не удалось. Бедных было всегда больше, чем необходимых финансовых ресурсов для преодоления этой хронической социальной патологии.

Сам факт расположения в губернских городах значительной части благотворительных заведений страны делал их малодоступными для ее основного населения, проживавшего в сельской местности. Между тем, отмена крепостного права усугубила социальную напряженность, вызвала обострение ряда социальных проблем.

Среди них особое значение приобрела необходимость борьбы с массовой миграцией сельской бедноты, бездомных, нищенствующих, - вызванной поиском прокормления, приюта, - в городах империи и в первую очередь - в Санкт-Петербурге и Москве. Созданные для преодоления этого социального недуга Комитеты для разбора и призрения нищих, - еще в 1835 году в Санкт-Петербурге и в 1838 году в Москве, - не смогли полностью справиться с поставленной задачей: в основном их деятельность сводилась к дифференцированному разбору нищих[219] и направлению в работные дома.

Данные одного только Московского городского попечительства о бедных свидетельствовали о том, что в 1889 году в городе находилось более 3500 нищих, которые каждый день собирали около 70 копеек.[220] Кроме того десять миллионов крестьянских дворов в конце XIX столетия влачили нищенское существование,[221] а более пяти процентов россиян нуждались в срочной благотворительной помощи.[222]

Крестьянским обществам не по силам было эффективное осуществление функций общественного призрения. Их основную тяжесть несла на себе и исполняла сельская крестьянская община, которая содержала больных, инвалидов, престарелых, посильно помогала нуждающимся. Общественное призрение на селе находилось в более худшем положении, чем в городе.

Все это было непосредственно связано с реформой 1861 года, являлось одним из важнейших ее социальных последствий. Также далеко не везде и весьма непоследовательно, замедленно и неповоротливо ставились и решались актуальные проблемы нового класса России - пролетариата: охраны его труда на производстве, пересмотра и упорядочения системы штрафов, социального страхования и пенсионного обеспечения, устройства быта, жилья, медицинского и культурного обслуживания, внедрения в социальную практику новых современных более действенных направлений и форм помощи и поддержки.

Анализ опыта благотворительной деятельности в России позволяет сделать вывод о том, что в конце XIX - начале XX веков она достигла наивысшего подъема: функционировала максимально широкая сеть благотворительных учреждений, которые охватывали фактически все сферы общественной жизни и в работе которых в той или иной мере принимали участие все социальные слои и классы общества.

История организованной благотворительности, - как важнейшая составная часть социальной истории Отечества, - в исследуемый период свидетельствует о том, что несмотря на всеобъемлющую роль государства, его вмешательства во все области жизни как общества так и его отдельных граждан, существовал и развивался общественный сектор, основанный на творческой инициативе широких слоев населения, многовековых традициях и национальных особенностях характера русского человека - милосердие и сострадание, стремление помочь ближнему в беде, накормить и обогреть нуждающегося. Деятельность благотворительных организаций, учреждений этого сектора, мобильно отзывавшихся на жизненные запросы и прогрессивные веяния, в определенной мере компенсировала ряд недостатков и пробелов в государственной политике, издержки российской бюрократии по учету и исполнению потребностей общественного развития.

Тем не менее сама по себе благотворительность не могла дать заметного улучшения жизненных условий народам Российской империи. Для этого требовались более радикальные и всеобщие социально-экономические и социально-политические изменения в обществе. Вместе с тем опыт национального российского благотворения в XIX - начале XX столетий говорит о том, что оно служило важным и достаточно эффективным средством в решении многих социальных проблем обеспечения, здравоохранения, образования и культуры, стало стержневым, определяющим началом общечеловеческих ценностей, без которых невозможно гражданское цивилизованное общество.

После Октябрьской революции 1917 года произошло качественное изменение социального пространства страны, вызванное кардинальными формационными преобразованиями в системе хозяйствования, идеологии, создании новых общественных отношений.

Благотворительной деятельности, как пережитку прошлого, был положен конец. Социальное обеспечение объявлялось правом каждого человека, потерявшего трудоспособность или оказавшегося в социальной нужде.[223]

Новое правительство, вскоре после революции, приняло конкретные меры для ликвидации безработицы, детской беспризорности, голода, по оказанию помощи инвалидам и семьям погибших красноармейцев. Под государственный контроль были взяты такие социальные категории населения как пенсионеры, инвалиды, а также институт семьи, материнства и детства.[224]

Важнейшей отраслью социалистического строительства признавалось социальное обеспечение: шло его становление, поиск новых форм, методов обеспечения нуждающихся.[225] Результатом принятых комплексных мер, - административных и законодательных, исполнительных и воспитательных, профилактических, - явилась локализация проституции, детской безнадзорности, профессионального нищенства, алкоголизма, подготовка государственных программ социального страхования для работающих, реабилитации здоровья, пенсионного обеспечения, бесплатной медицинской помощи и т.д.