Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 11

Одновременно Владимир, закладывая на Руси культурные и христолюбивые традиции, учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих людей. В этом он видел одно из коренных условий дальнейшего экономического и духовного развития общества.

Проявляя заботу о создании богаделен и странноприимных домов, великий князь учредил народные празднества, заботясь при этом, по мнению летописца Нестора, о “прокормлении” убогих, странных, сирот и вдовиц, раздавая им великую милостыню.[45] Широко славила по всей Руси народная молва эти добрые деяния, называя их автора красным солнцем. Его доброта и бескорыстие воспевались в былинах, о нем слагались легенды, что подтверждало отзывчивость россиян на заботу и внимание о них.

В летописи у Нестора подчеркиваются особые личные права на святость князя Владимира: “нищие приходящие на двор его во вся дня и приимаху, кто чего требоваша; а недужным, не могущим ходити, повеле слугам, да в дом приносят им”.[46]

За активную деятельность, связанную с милосердием и нищелюбием, кроме других заслуг перед церковью, был канонизирован, - причислен к лику святых, - великий князь Владимир, крестивший Русь в 988 году.

Постепенно, по мере социально-экономического развития и подъема, характерного для того времени, призрение бедных, убогих и других страждущих постепенно становилось объектом постоянного внимания не только княжеской власти, но и духовенства, а их благотворительные деяния приобретали все более организованный и целенаправленный характер.

По примеру Владимира Святого активно занимались благотворительностью и другие князья, именитые и богатые, состоятельные горожане, которые устраивали, например, общие трапезы с приглашением нищих, а в завещаниях, дарственных и других грамотах оговаривали обычно, что часть их средств должна быть использована для поддержания “вдовицы, хромца и слепца”.

Большое внимание призрению бедных уделял великий князь Ярослав Владимирович (1015-1054 гг.). Приняв престол в 1016 году, он открыл первое в Новгороде сиротское училище, где на его деньги воспитывались и обучались 300 юношей.

Истории известны великие князья Изяслав Ярославич (1024-1078 гг.), Всеволод Ярославич (1030-1093 гг.), стремившиеся также к благотворению бедным и сиротам. В их княжения стал популярен в народе епископ Переяславский Ефрем, ставший затем митрополитом Киевским. В 1091 году, построив больницы, он определил к ним врачей и установил, чтобы больные “призираемы и лечимы были безденежно” не только в Переяславле, но и в других городах.[47]

Следовательно, ему принадлежит приоритет открытия первых на Руси больниц, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением.

Однако больше всех отличался “нищелюбием”, особой заботой о бедных и убогих, - “странние и нищее накормяще и напояще, или мати дитя своя”, - Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125 гг.), чем напоминал, по мнению летописца, своего прадеда - ласкового князя Владимира.[48] Для многих поколений на Руси неоценимое воспитательное значение имело его завещательное наставление детям, выразившее христианскую заботу об их нравственном здоровье, о необходимости строго выполнять святые заветы, быть внимательными к нуждам народа.

“Если пойдете по землям своим, - завещал Владимир Мономах, - не давайте отрокам обижать народ ни в селах, ни на поле, чтобы вас потом не кляли. Куда пойдете, где станете, напоите, накормите, бедняка, больше чтите гостя, откуда бы к вам не пришел...”[49]

Считая благотворение бедным и страждущим одной из своих обязанностей, Мономах отличался благочестием и целомудрием, не давал сильным обижать “ни худого смерда, ни убогой вдовицы”. Людей привлекала его личная отвага, удаль, жажда деятельности, сочетавшаяся со сметливостью, умением предвидеть последствия своих дел, извлекать пользу.

Причем, как отмечают исследователи, характерным было то, что его деятельность всегда совпадала с необходимой пользой для земли Русской и его народа. Потому он и верил “в доблести, благоразумие, благонамеренность Мономаха, привык считать себя спокойным за его щитом и... питал к нему сильную привязанность”.[50]

Мстислав (1095-1132 гг.) и Ростислав (1054-1067 гг.), - сыновья Владимира Мономаха, раздавшие бедным все имущество дяди, доставшееся им в наследство, - стали его преемниками на ниве благотворения. Андрей Боголюбский (1111-1174 гг.) по примеру Владимира I приказывал развозить необходимые продукты, жизненные припасы для бедных и заключенных в темницах.

Следовательно, еще до монгольского нашествия на Русь нищий, - независимо от его социального положения, - постепенно становился для древнерусского человека необходимым орудием, объектом душевного спасения, особенно во время социально важных народных, а также семейных и личных событий.

Однако дальнейшее развитие этих тенденций и традиций благотворительности, милосердия, как и всего исторического процесса формирования российской государственности было приостановлено татаро-монгольским нашествием, которое явилось тяжелейшим испытанием жизнестойкости для наших предков.

В социально аномальных условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества русская православная церковь объективно стала не только надеждой и приютом для убогих, престарелых и нищих, нуждающихся в ее помощи, но и национальным центром сплочения и сохранения духовных сил русского народа.

Татаро-монгольские ханы, если не уважительно, - особенно в начальный период своего господства, - то терпимо относились к церкви, ее духовенству: неоднократно давали Российским митрополитам ярлыки (грамоты), освобождали религиозные учреждения от дани и поборов, что не лишало духовенство возможности заботиться о призрении. Основными его очагами в православной Руси стали монастыри и церкви, содержащие больницы, богодельные избы, скудельницы, училища для писцов и “обслуживания священников”.

Помимо “штатных” нищих монастыри и церкви кормили странников, богомольцев - всех, кто стекался к ним во время стихийных бедствий, войн, голода, эпидемий. Особой щедростью отличались иноки Киево-Печорского монастыря и среди них преподобные Антоний, Даминиан, Феодосий Печерский и др.