Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 40

Особым вниманием благотворителей пользовались дети и инвалиды: ими субсидировались общество “Ясли”, “Бакинское общество борьбы с детской смертностью”, “Бакинское благотворительное общество”, Кавказский инвалидный дом, “Кавказское общество” борьбы с туберкулезом” и т.д.

Большую работу по организации детских приютов проводило благотворительное общество. Ее результатом стало открытие детских приютов в местах традиционно компактного проживания мусульман: в Эриванской губернии, селении Игдырь в Карской области, селениях Кагызман и Ардаган.

Два приюта действовали в Тифлисе, четыре приюта - в городе Елизаветполе. В Баку Бакинским благотворительным обществом содержалось четыре детских приюта.[180]

Конкретным являлся вклад буржуазии Азербайджана в организацию помощи пострадавшим в годы первой мировой войны. Особая депутация выехала из Баку в Тифлис 19 января 1915 года с ходатайством к наместнику о разрешении повсеместного сбора на Кавказе пожертвований для пострадавших от войны мусульман.[181]

Спустя неделю, - 27 января 1915 года, - председатель правления Мусульманского благотворительного общества Мирза Асарулаев на собрании его членов докладывал собравшимся о разрешении такого сбора. Тогда же был избран комитет из 9 человек, подкомитет и районные комитеты в Шемахе, Елизаветполе, Кубе, Эривани, Нахичевани.[182]

В январе 1917 года председательствующий на заседании комитета доложил о проделанной работе: за два прошедших года собранные Комитетом общества и его отделами пожертвования исчислялись суммой около 700 тысяч рублей, областными же комитетами - до 900 тысяч рублей.

Дополнительно на приобретение теплых вещей и содержание приютов было израсходовано 500 тысяч рублей. Итого - 2100000 рублей. По официальным данным к тому времени насчитывалось около 125 тысяч беженцев и 200 тысяч пострадавших от войны мусульман.[183]

Способствуя развитию здравоохранения, местная буржуазия не только поддерживала работающие лечебницы, но и финансировала строительство новых больничных зданий. Например, на пожертвования предпринимателей в конце 90-х годов XIX столетия в городе Шуше построили трехэтажную больницу. Г.З.Тагиев вложил 20 тысяч рублей в постройку здания больницы при Бакинском женском учебном заведении Святой Нины.[184]

А.М.Нагиев и Г.З.Тагиев внесли по 10 тысяч рублей каждый в 1914 году по случаю закладки здания Общества “Детская больница”. Важным событием в этой сфере стало субсидирование А.М.Нагиевым строительства здания и устройство городской больницы, на что им было выдано 300 тысяч рублей.[185]

Следовательно, диапазон благотворительной деятельности азербайджанских предпринимателей был весьма широк, содержателен и разнообразен. Она охватывала не только соотечественников Азербайджана, но и население других регионов Российской империи, имела высокий нравственный смысл, отражала гуманизм, сострадание, стремление делового мира облегчить жизнь народа.

Это, в свою очередь, являлось не только прекрасным примером для подражания в обществе, но и значительным социальным фактором и критерием патриотической верности своему гражданскому долгу перед народом.

* * *

В процессе пореформенной модернизации российского общества проявилась новая социальная тенденция: благотворительная деятельность предпринимателей способствовала их выдвижению на авансцену социальной жизни страны. Учитывая нежелание государственных структур допускать предпринимателей к определению и решению стратегических, ведущих социально-экономических проблем Российской империи, представители торгово-промышленного делового мира Москвы, например, претворяли свою социальную активность участием в работе муниципальных институтов и общественных объединений.

Изменения в развивающемся гражданском сознании становились адекватными, сопровождались идейно-организационным обновлением предпринимательской благотворительности.

Характерной становилась следующая новая социальная тенденция: молодые представители российской элиты предпринимателей видели в благотворительной деятельности современный жизненный стандарт - социально-обусловленный этический стереотип поведения.

В конце XIX - начале ХХ столетий благотворение превратилось в значимую часть социальной практики прежде всего ведущих деловых кругов, нередко опережая или совпадая, например, с их депутатством в городской думе.

Существенные изменения происходили в динамике социального статуса предпринимателя: повышался его образовательный уровень, совершенствовались не только профессиональные, практические навыки, но и культурные, этические принципы, приобретенные в процессе благотворительной деятельности.

Все это позволило интеллектуальной элите делового мира в начале ХХ века выйти на передовую, лидирующую роль в мире науки, искусства, социального движения своей страны.

Таким образом, можно сказать, что основой феномена предпринимательской благотворительности в Российской империи явился комплекс многих социально-экономических, этических факторов, апогеем в эволюции которых стал конец XIX - начало ХХ столетий.

Особенность его, как социально-историческая тенденция этого периода заключалась в том, что сфера социального обеспечения в нашей стране еще не получила существенного и оптимального повсеместного развития, тогда как благотворительная деятельность явилась важнейшим компонентом социальной регуляции.

Реформы 60-70-х годов XIX столетия дали новый импульс активности российского общества. Она проявилась в различных сферах его жизнедеятельности. Значимой социальной приметой и особенностью всего пореформенного периода стало развитие российской частной благотворительности предпринимателей.

Их активность оказалась не только востребованной, но и объективно необходимой. Связана она была прежде всего со стремительным процессом капитализации страны, утверждением новых капиталистических отношений.

В условиях капиталистической модернизации самодержавной России появились не только новые формы эксплуатации, угнетения, обострились многие социальные противоречия страны, но и сформировалась иная социальная среда, обстановка, которые определили новые задачи в духовной и культурной жизни.