Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 4

В 1984 году Государственной премии СССР был удостоен фундаментальный труд доктора исторических наук В.В.Седова “Восточные славяне в VI-XIII веках”, который явился итогом многолетней работы ученого-археолога над одним из основополагающих вопросов отечественной истории. На основе археологического материала В.В.Седову впервые удалось, например, доказать историческую реальность восточно-славянских племен, перечисленных Нестором в “Повести временных лет”, существование которых подвергалось сомнению.

Среди западноевропейских, американских историков определенной известностью пользуется старая, возникшая свыше 200 лет назад “норманская теория”, отрицающая славянское происхождение Руси и пытающаяся объяснить появление государственности у славян влиянием норманно-варягов из Скандинавии.

Используя летописный рассказ о приглашении варяжских князей, немецкий историк Г.З.Байер, живший в России в 30-е годы XVIII века, сделал вывод о том, что Древнерусское государство создали варяги из-за неспособности славян к самостоятельному государственному развитию.

Вывод о скандинавском происхождении Русского государства поддержали Г.Ф.Миллер и А.Л.Шлецер. Так родилась “норманская” теория происхождения Русского государства, против которой резко выступил М.В.Ломоносов.

Начались споры “норманистов” и “антинорманистов” - споры о роли варягов в ранней истории Руси. Умеренными “норманистами” были такие знаменитые историки, как С.М.Соловьев и В.О.Ключевский. В советское время антинорманизм стал единственной, официальной точкой зрения.

Ныне, когда ни один ученый-историк не осмеливается доказывать, что государственное устройство можно заимствовать, привнести извне без естественных социально-экономических предпосылок внутри самого общества, говорить о “норманизме” или о “неонорманизме”, как создании варягами Древнерусского государства, - просто неуместно. Тем не менее вопрос о роли варягов в формировании древнерусской государственности заслуживает объективного и беспристрастного исследования.[14]

Длительное время в научной литературе, - исторической, лингвистической, - идет спор о происхождении термина “рос” или “рус”. В VII веке в византийских источниках исчезает употребление имени антов. Однако с VI века появляется новое название восточно-славянских племен - рос, росы, русы.

Арабские источники четко разделяют славян и русов. В восточных источниках есть упоминание о походе росов в 30-40-х годах VII в. на Дербент и в Закавказье. Араб Ибн-Хордалбех прямо писал, что “русы - есть племя из Славян”. Таким образом, в письменных источниках имеется упоминание термина “рос” примерно за триста лет до появления в Восточной Европе норманов или варягов.

Возникающий в VI веке союз росов в VII-IX веках креп, рос, расширялся за счет поглощения других славянских племен и постепенно превращался в государство. Славян, вошедших в союз росов, называли росами, а еще не вошедших продолжали называть славянами.

Никакого шведского (норманского) племени Русь историкам найти не удалось. Обращение к более ранним источникам и сопоставление их с археологическими данными показывают, что имя Руси с давних времен связано со Славянским Приднепровьем.[15]

Таким образом, в ХХ столетии по вопросам славянского этногенеза написаны сотни книг, статей, высказано множество гипотез, догадок. Сделанные выводы отнюдь нельзя считать окончательными, так как по всем затронутым вопросам в науке еще идут споры, а в приведенных мнениях, порой из-за скудности источников, много предположений, различных вариантных мнений.

Отечественная и зарубежная наука в вопросах этногенеза народов, исходя из совокупности лингвистических, археологических источников, данных антропологии и т.д., ныне отказалась от мнения ученых об азиатской “прародины” всех индоевропейских народов, о позднем появлении славян на территории восточноевропейской равнины и о промежуточных “прародинах”.

Формирование Славянства происходило на территории Восточной и Средней Европы в зоне лесов умеренной полосы, где-то между Эльбой-Одером и Десной. Границы территории, занимаемой славянами, часто менялись. К концу II и к I тысячелетию до н.э. ученые относят древнейшие славянские археологические культуры, - лужицкую, днепровскую, волынскую, комаровскую, чернолесскую и другие, - это культуры земледельцев и скотоводов.[16]

Самыми многочисленными племенами в Европе были венеды. С развитием производительных сил и ростом населения они стали теснить на северо-восток своих соседей - угро-финские племена, на юге проникали в пределы Скифии, а затем Сарматии, на юго-западе успешно вели борьбу с натиском кельтских племен. Общеславянское имя венедов дожило и было характерным до IV-VI веков до н.э. и для эпохи славянского единства.

Следовательно, к середине I тысячелетия н.э. славянская общность пережила далеко зашедшее дробление, следствием которого явилось обособление на две большие группы - западную и восточную. Каждая из них имеет свою историческую судьбу.

* * *

В досоветской историографии существовали различные взгляды, позиции в оценке социально-экономического строя восточных славян в VI-IX веков Например, сторонники “охотничьей истории” (В.О.Ключевский, М.В.Довнар-Запольский и Н.А.Рожков) уверяли, что у славян вплоть до образования Древнерусского государства основным занятием была охота.

Другую крайность представляли создатели “земледельческой теории” (С.М.Грушевский и М.К.Любавский), которые утверждали, что земледелие являлось древнейшим и наиболее примитивным способом добывания средств к существованию. Отрицая наличие скотоводства, ремесла и торговли, они тем самым принижали культурный уровень славян.

Ныне воссоздана довольно полная картина жизни восточных славян. Письменные источники VI века прямо указывали на земледелие и скотоводство у славян как на основные отрасли хозяйства.[17]

Поскольку генезис классового общества у восточных славян происходил на основе земельных отношений, то и рассмотрение вопроса о производительных силах древнерусского общества надо начать с эволюции этих отношений и земледельческих орудий.