Контроллинг: Учебное пособие (Сущность и организация контроллинговой деятельности. Стратегическая диагностика позиции предприятия), страница 8

где  - средняя величина совокупных затрат по первой и второй группам соответственно;   – средний объём выручки соответственно по первой и второй группам.

Отмечая преимущества и недостатки описанных методов, следует указать на некоторые условия их применения:

·  во-первых, для получения наиболее точного результата целесообразным является применение метода наименьших квадратов;

·  во-вторых,  в случае реализации товаров широкого ассортимента наиболее удобным является использование метода, предусматривающего анализ линейной зависимости между выручкой и совокупными затратами;

·  в-третьих, можно ожидать того, что использование абсолютно всех методов окажется эффективным, если аналитиком учитывается фактор релевантности. В связи с этим в контроллинге выделяют /14, 18/ группу релевантных затрат, под которыми  понимаются затраты, учитываемые при принятии конкретного управленческого решения. Так, принимая решение об увеличении объёма продаж с учётом возможного роста затрат, аналитик должен располагать информацией о продолжительности рассматриваемого периода и о делимости производственных факторов.

Например, если предприятие заключило договор аренды на пять лет, то арендные платежи за этот период можно считать постоянными затратами. Однако рост спроса может потребовать необходимости в заключении дополнительного договора. При этом затраты на оплату аренды скачкообразно возрастут, зафиксировав новый уровень постоянных затрат для определённого интервала изменения объёма произведённой продукции (рис. 2.2).

Следует обратить внимание на то, что затраты на уплату аренды могут и не являться релевантными. Такая ситуация может возникнуть в том случае, если на момент принятия решения предприятие уже располагало всеми необходимыми производственными факторами. В свою очередь, наличие релевантных затрат обусловливает необходимость в постановке вопроса об организации калькулирования затрат по отдельным видам товаров.


В процессе калькулирования затраты традиционно делятся на прямые и косвенные. Напомним, что прямыми считаются затраты, которые могут быть отнесены на объекты калькулирования (как правило, это отдельные виды товаров) в момент их совершения или начисления непосредственно на основании первичных документов. Косвенные затраты, напротив, нельзя или экономически нецелесообразно прямо относить на объекты калькулирования. При этом большое значение имеет обоснованный выбор контроллером того или иного метода распределения косвенных затрат.

Анализ работ /16, 20, 40/ показывает, что основными методами распределения затрат являются позаказное и попроцессное калькулирование.

При позаказном калькулировании прямые  затраты на материалы, прямые затраты на заработную плату, а также накладные затраты относятся на отдельный заказ. Их величина фиксируется в карточках учёта затрат (табл. 2.1). В результате затраты на единицу товара рассчитываются как отношение общих затрат на заказ на количество единиц товара в заказе.

Как показывает опыт, основная проблема при позаказном калькулировании возникает в связи с необходимостью распределения накладных расходов, образующихся вследствие организации управления и обслуживания основных технологических процессов. Решение этой проблемы состоит в предварительном расчёте накладных расходов по отношению к определённой базе. В качестве такой базы обычно выступает фактор затрат, который зависит от объёма производства или реализации продукции. Чаще всего за базу распределения /6/ выбирают:

1)  время, фактически отработанное производственными рабочими, оборудованием;

2)  заработную плату основных производственных рабочих;

3)  процент от использованных основных материалов;

4)  процент от прямых основных затрат.

Кроме того, для установления предварительно рассчитанного коэффициента накладных расходов необходимо оценить их сумму на планируемый период. При этом рекомендуется учитывать следующие факторы:

·  возможные изменения в составе сотрудников аппарата управления предприятием;