Контроллинг: Учебное пособие (Сущность и организация контроллинговой деятельности. Стратегическая диагностика позиции предприятия), страница 4

Если говорить о предпочтениях при решении вопроса о выборе того или иного вида центра ответственности, то необходимо отметить отсутствие однозначных рекомендаций. Все, в конечном счете, будет зависеть от того, информация о динамике каких показателей позволит определенно установить уровень эффективности управленче


 



ской деятельности. Причем согласно основным положениям концепции контроллинга речь должна идти об использовании различных источников информации. Это, на наш взгляд, способно содействовать формированию необходимых, но недостаточных условий для развития внутрифирменной интеграции.

Таблица 1.2

Полномочия и обязанности менеджеров в центрах ответственности

Вид центра

ответственности

Полномочия

менеджера

Обязанности

менеджера

Пример центра ответственности

1.  Центр затрат

Принятие управленческих решений, касающихся использования факторов производства

Достижение поставленных целей с учетом необходимости оптимизации затрат

Служба доставки оптовой фирмы

2.  Центр инвестиций

Организация инвестиционного процесса на основе соответственного оперативного бюджета

Создание условий для возврата вложенных средств

Дирекция строящегося складского комплекса

3.  Центр продаж

 Организация сбытовой деятельности на основе информации о рентабельности и конкурентоспособности продукции

Оптимизация коммерческих издержек, способствующих достижению поставленных целей по объему и структуре выручки

Коммерческий отдел промышленного предприятия

4.  Центр прибыли

Предоставление права контроля за всеми аспектами деятельности центра

Достижение максимума прибыли с учетом наличия ограничений в отношении используемых ресурсов

Магазин в составе торговой сети

Для достижения высокой степени интеграции обязательным условием является образование единого информационного пространства. При этом контроллер прибегает, как правило, к специальным инструментам, позволяющим обнаружить и оценить факторы, которые непосредственно не наблюдаемы. В результате руководителю должна быть представлена информация, которая отвечает двум требованиям:

·  во-первых, она должна обеспечить возможность принятия рационального управленческого решения. Например, принимая решение о корректировке ассортиментной структуры плана закупок, необходимо предварительно собрать данные о затратах, непосредственно зависящих от объемов продаж отдельных видов товаров;

·  во-вторых, представляемая руководителю информация не должна содержать избыточных данных. Так, при рассмотрении вопроса об открытии филиала, например, в Хабаровске, очевидно, следует располагать информацией о дополнительных затратах и доходах. Причем сведения о проданных и затратах по существующим в других городах филиалам будут излишними.

Что касается участия специалиста в области контроллинга в разработке структуры внутрифирменной информационной системы, то здесь следует отметить четыре ключевых для успешного внедрения концепции контроллинга вида работ:

1)  уточнение для каждого центра ответственности перечня функциональных обязанностей и необходимой информации для их успешного выполнения;

2)  участие в разработке и утверждении должностных инструкций и положений по заполнению учетных регистров и форм отчетности;

3)  согласование структуры и периодичности составления планов и отчетов об итогах их исполнения;

4)  участие в определении требований к компьютерной системе, обеспечивающей техническую поддержку в процессах регулирования информационных потоков.

Организация перечисленных работ находится под влияниями как внутренней, так и внешней среды. Как уже отмечалось, возникновение контроллинга было связано с необходимостью разрешения ряда сложных внутрипроизводственных задач. Именно поэтому, успех реализации концепции контроллинга во многом предопределяется действием факторов внутренней среды. Как показывает опыт, среди этих факторов наибольшее значение имеют организационные факторы.