Кроме того, С. Праалад и Г. Хэмэл отмечают два дополнительных свойства ключевой компетенции доступа к новым рынкам:
· во-первых, она должна давать потенциальный доступ к рынкам;
·
В настоящее время в экономической литературе сложилось представление о том, что для выделения ключевой компетенции необходимо осуществить определенную последовательность действий (рис. 6.4).
Для получения количественных оценок компетенций может быть использован подход,
предложенный В.С. Ефремовым и И.А. Ханыковым. В этом случае анализ начинается с
установления взаимосвязей по трем группам парных отношений:
1) отношения «свойства продукта – требуемые ресурсы»;
2) отношения «ресурсы – способности»;
3) отношения «способности – компетенции».
Следует отметить, что под способностями в рассматриваемом случае понимаются конкретные бизнес-процессы, осуществляемые в связи с производством соответствующих товаров или услуг.
Если обозначить:
Х ={х1, х2, х3 …, хn}- множество свойств товаров или услуг;
У = {у1, у2, у3 …, уm} – множество ресурсов;
Z = {z1, z2, z3 …, zk} – множество способностей;
С = {с1, с2, с3 …, сl} – множество компетенций, то установленные группы отношений могут быть заданы матрицами:
{XY}; {YZ}; {ZC}.
Пример установления взаимосвязей между внутренними условиями ведения бизнеса в оптовой компании показан на рис. 6.5. При этом направления стрелок указывают направления оцениваемых воздействий. Штрихпунктирными линиями показаны связи, которые подлежат оцениванию.
В дальнейшем для получения количественной оценки влияния некоторой способности на формирование каждого свойства товара или услуги необходимо рассчитать средневзвешенное значение степени использования ресурсов в процессе реализации этой способности. При этом в качестве «весов» выступают оценки влияния ресурсов на формирование каждого конкретного свойства товара или услуги. В результате выражение, рекомендуемое для использования в расчётах, можно записать следующим образом:
{хi zj} =
.
Например, с учётом оценок, показанных на рис. 6.5, получим:
;
.
В конечном счёте, должна быть составлена матрица {ХZ}, значения элементов которой рекомендуется округлять до целых чисел (рис. 6.6).
Наконец, для определения влияния компетенций на свойства товаров или услуг применяется соотношение:
{хi сj}= .
В результате может быть получена матрица {ХС}, показанная на рис. 6.7.
Поскольку каждое свойство товара или услуги имеет разный вес для их потребителя, то для построения иерархии компетенций целесообразно рассчитать интегральные оценки:
, (6.1)
где сj – интегральная оценка, рассчитанная для j-й компетенции; Ri – ранг i-го свойства, определяемый в порядке убывания значимости (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Свойство услуги |
Степень важности свойства |
Ранг (Ri) |
1. Цена |
Высокая |
3 |
2. Надёжность |
Низкая |
2 |
3. Качество |
Средняя |
1 |
Таким образом, соотношение (6.1) позволяет определить компетенцию, имеющую наибольшую интегральную оценку (сj).
В рассматриваемом случае наибольшие оценки имеют две компетенции:
.
Это означает, что знание рынка и умение работать с клиентами вносят наиболее заметный вклад в формирование потребительной стоимости анализируемой услуги. Следовательно, установленные таким образом компетенции могут рассматриваться в качестве ключевых.
Сопоставление информации о ключевых компетенциях с информацией о рыночной конъюнктуре, на наш взгляд, позволяет обоснованно принять одно из решений (см. рис. 6.3). Содержание указанных решений приведено в табл. 6.3.
Таблица 6.3
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.