Таблица 5.1
Тип факторной детерминированной модели |
Пример факторной модели |
1. Аддитивная |
ΔМ = Мн (Qф) – Мф |
2. Мультипликативная |
|
3. Кратная |
|
4. Смешанная (комбинированная) |
= |
В процессе моделирования факторных систем стремятся к тому, чтобы установить максимальное количество факторов, оказывающих влияние на результативный показатель. В связи с этим моделирование мультипликативных и аддитивных факторных систем осуществляется путем последовательного расчленения факторов исходной системы соответственно на факторы-сомножители или факторы-слагаемые. Что касается кратных моделей, то в отношении них применяются следующие способы преобразования: удлинение, формальное разложение и расширение /40/.
В результате удлинения факторная модель раскладывается на слагаемые. В итоге формируется конечная модель в виде выражения:
, где х21, х22, х2n, – факторы, полученные в результате формального разложения факторной модели.
Использование способа расширения состоит в том, что и числитель, и знаменатель первоначальной факторной модели умножается на один и тот же показатель. Он обычно обеспечивает переход от факторов х1, х2 к новым факторам К1, К2
,
Например, для анализа рентабельности активов может быть сформирована следующая факторная модель:
, (5.1) где RA – рентабельность активов предприятия; Rпр – рентабельность продаж; – коэффициент оборачиваемости активов предприятия.
В свою очередь, для рентабельности продаж может быть сформирована следующая факторная модель:
, где – средний уровень суммы покрытия по отношению к выручке от реализации; Qобщ – общее количество реализованных товаров; УДi – удельный вес i-го вида товаров в общем объеме реализованных товаров; n – общее количество видов однородных товаров.
Из формулы (5.1) вытекает, что на рентабельность активов предприятия оказывает влияние сумма покрытия.
Для оценки влияния выявленных факторов на результативный показатель может быть использован один из следующих способов:
1) ценной подстановки;
2) абсолютных разниц;
3) относительных разниц
4) пропорционального деления;
5) индексного;
6) интегрального.
Одним из наиболее популярных способов измерения факторов в процессе детерминированного анализа является способ ценной подстановки. Алгоритм расчета в таком случае предусматривает определение ряда значений результативного показателя с помощью соотношений:
(5.2)
где Упл., Уф – соответственно плановое и фактическое значение результативного показателя; – планируемые значения факторов; – фактические значения товаров; , – условные значения результативных факторов.
Необходимо отметить, что с учетом условия (5.2) следует выполнить n + 1 расчет результативного показателя. При этом влияние отдельных факторов определяется в следующей последовательности:
ΔУ1 = У1усл. – Упл;
ΔУ2 = У2усл. – У1усл;
……………………..
……………………..
……………………..
ΔУn = Уф – Уn-1усл, где ΔУ1, ΔУ2, ΔУn – изменение результативного показателя вследствие действия соответственно 1-го, 2-го и n-го факторов.
В процессе использования способа ценной подстановки следует придерживаться определенной последовательности проведения расчетов:
7) во-первых, вначале необходимо учитывать изменение количественных, а затем качественных факторов;
8) во-вторых, в случае наличия нескольких количественных и качественных факторов сначала надлежит изменить величину факторов первого уровня подчинения, и уже потом – более низкого.
В случае применения метода абсолютных разниц влияние факторов определяется путем умножения абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую величину факторов, находящихся в факторной модели справа от него, а также на фактическую величину факторов, расположенных слева от него.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.