Оптовая фирма предложила производственному предприятию закупить комплектующие изделия по цене 39 р. Однако если производственное предприятие будет покупать комплектующие у оптовой фирмы, оно не сможет использовать освободившиеся производственные мощности для других операций. Кроме того, 60 % постоянных накладных расходов будут существовать несмотря на прекращение самостоятельного производства комплектующих изделий. Определите целесообразность организации закупок комплектующих изделий у оптовой фирмы.
Таблица 3.6
Название показателя |
Величина показателя |
1. Основные материалы |
4,0 |
2. Прямые трудозатраты |
16 |
3. Переменные накладные расходы |
8 |
4. Постоянные накладные расходы |
12 |
Рассмотренные в разделе 3 подходы к решению типовых управленческих задач, как показывает опыт, далеко не всегда обеспечивают рост эффективности хозяйствующего субъекта. Это связано, на наш взгляд, с тем, что, во-первых, отдельные решения зачастую плохо согласованы между собой, а, во-вторых, недостаточно проработанным оказывается механизм их реализации. Между тем, мировая и отечественная практика успешного хозяйствования наглядно демонстрирует, что применение внутрифирменного бюджетирования позволяет решать эти проблемы.
В экономической литературе под бюджетированием понимается метод распределения ограниченных ресурсов, используемых для достижения количественно определенных целей в течение заданного периода времени. При этом отличительной чертой бюджетирования является его «сквозной» характер, вследствие чего сводный бюджет охватывает все системы анализируемого бизнеса. Впрочем, он, как правило, не включает в себя детальные планы деятельности отдельных подразделений предприятия. Однако непременным условием разработки бюджета является определение количественно выраженного результата деятельности всех подразделений.
Бюджетирование выполняет на предприятии две основные функции: планово-аналитическую и контрольно-стимулирующую. Итогом реализации планово-аналитической функции является оптимизация затрат и прибыли предприятия, а также согласование деятельности различных его подразделений. В свою очередь, результатами осуществления контрольно-стимулирующей функции выступает мотивация руководителей всех уровней на достижение целей предприятия.
Следует отметить, что успех бюджетирования во многом определяется наличием
связи между указанными функциями. Речь идет о том, что на этапе подготовки бюджета
необходимо проанализировать результаты его исполнения в отчетном периоде. Вместе
с тем, целесообразность проведения такого анализа предопределяется важностью
установления ответственности отдельных руководителей. С учетом этого рациональная
структура бюджетного процесса показана на рис. 4.1.
Для обеспечения координации в деятельности
отдельных подразделений и служб предприятия разрабатывается система бюджетов.
При этом вся совокупность бюджетов традиционно объединяется /18, 40/ в две
группы, которые образуют оперативный и финансовый бюджеты. Такой подход, на наш
взгляд, не является бесспорным, поскольку его применение может привести к
занижению роста стратегического планирования на предприятии. Дело в том, что в
данном случае бюджет капитальных затрат составляется в связи с необходимостью
подготовки бюджета движения денежных средств. В условиях наличия финансовых
ограничений это обстоятельство повышает вероятность сокраще
ния объема инвестиций. Таким образом, более
обоснованной видится точка зрения, согласно которой выделяют оперативный,
инвестиционный и финансовый бюджеты (рис. 4.2).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.