Контроллинг: Учебное пособие (Сущность и организация контроллинговой деятельности. Стратегическая диагностика позиции предприятия), страница 2

Применительно к микроэкономическим системам термин «контроллинг» начал использоваться с конца XIX века. Именно с этого времени в штатном расписании ряда американских  железнодорожных компаний появилась должность контроллера. Основной причиной роста интереса к концепции контроллинга явилось усложнение процесса управления крупными компаниями. При этом контроллеры, организуя проведение ревизий, способствовали, по мнению авторов работы /17/, устранению конфликтов между общим собранием и советом директоров.

На развитие концепции контроллинга существенным образом повлиял мировой экономический кризис 30-х гг. XX века. Он привел к осознанию того, что успешное управление предприятием в условиях укрупнения капитала не возможно без совершенствования системы информационной поддержки процесса внутреннего планирования.

Развитие концепции контроллинга получило новый импульс в 1960 – 1970-е гг., когда во всем мире прокатилась волна создания на крупных предприятиях центров ответственности. Для координации их деятельности потребовались новые подходы к калькулированию затрат и планированию ассортиментной программы производства. Следствием возросшего интереса к проблемам организации контроллинговой деятельности стало формирование специализированных учебных центров в США /42/ и странах западной Европы /17/.

Справедливости ради необходимо отметить, что название учебных курсов, изучаемых в этих центрах, отличаются большим разнообразием. Для характеристики деятельности по информационной поддержке принятия рациональных управленческих решений здесь используются такие понятия, как «производственный учет», «управленческий учет» и собственно «Контроллинг». Это обстоятельство позволяет авторам отечественных пособий /18; 40/ допускать возможность применения перечисленных терминов в качестве синонимов. Впрочем, существует более обоснованная, на наш взгляд, точка зрения ряда авторов /12, 18, 23/, согласно которой контроллинг является наиболее емким понятием. Действительно, в классических работах по контроллингу /24, 41, 42/ рассматривается весь цикл управления, включающий планирование, учет, анализ, принятие решений и их исполнение. Место контроллинга в системе управления показано на рисунке 1.1.

Из рисунка 1.1 видно, что контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, которое заключается в разработке, внедрении и постоянном совершенствовании системы управления предприятием в части координации деятельности по определению и достижению его целей. При этом управленческий учет выступает всего лишь в качестве одного из элементов контроллинга.

Следует отметить, что в настоящее время существует несколько альтернативных подходов к решению вопроса о степени необходимой вовлеченности тех или иных элементов цикла управления в сферу контроллинговой деятельности. Традиционно выделяют /18, 31/ три группы концепций контроллинга: концепции, ориентированные соответственно на учет, всестороннюю информационную поддержку и координацию. Характеристики этих групп представлены в таблице 1.1.


Общий недостаток концепций, объединенных впервые две группы, заключается в том, что их практическое внедрение, очевидно, не позволяет надеяться на создание эффективной системы управления сложными объектами. Действительно, мало располагать информацией, необходимо уметь ее рационально использовать. Так, поставленные цели могут быть достигнуты в случае успешной редукции интегральных показателей к системе частных индикаторов.

Таблица 1.1

Основные концептуальные подходы к контроллингу